Двухосные тележки колеи 1520 (1524) мм

Двухосными тележками оборудованы вагоны-самосвалы 4ВС-50, 5ВС-60, 6ВС-60, Д-82 и ВС-85 грузоподъемностью 50-85 т. Вагоны-самосвалы грузоподъемностью 50-60 т оборудованы типовой серийной тележкой ЦНИИ-ХЗ с буксами на подшипниках скольжения или подшипниках качения. Конструкция тележки допускает нагрузку от оси на рельс 210-215 кН (21 500-22 000 кгс).

Рис. 82. Тележка ЦНИИ-ХЗ:

а — на подшипниках качения, б — на подшипниках скольжения

Вагоны-самосвалы Д-82 и ВС-85 грузоподъемностью 82-85 т оборудованы специальной тележкой усиленной конструкции производства Днепродзержинского вагоностроительного завода. Тележка имеет буксы на подшипниках скольжения. Элементы конструкции этой тележки (литые боковые рамы, надрессорная балка, колесные пары и рессорный комплект) допускают нагрузку от оси на рельс до 295 кН (30 000 кгс). В 1972 г. по предложению ВНИИ Вагоностроения Днепродзержинским вагоностроительным заводом была изготовлена промышленная партия двухосных тележек с буксами на роликовых подшипниках и с нагрузкой от оси на рельсы до 313 кН (32 000 кгс).

Тележка ЦНИИ-ХЗ. Тележка (рис. 82) конструкции Всесоюзного научно-исследовательского института жел.-дор. транспорта — ЦНИИ-ХЗ (автор-инж. А. Г. Ханин) имеет две литые боковые рамы 2 (боковины), надрессорную балку 3, две колесные пары 1 с буксами на подшипниках скольжения или качения 6, тормозное оборудование и два рессорных комплекта.

Тележка ЦНИИ-ХЗ имеет центральное рессорное подвешивание 5 и гасители колебаний 4 клинового типа.

Боковина тележки (рис. 83) имеет сложную рамную конструкцию, в средней части которой имеется проем для размещения рессорного комплекта, а по концам — проемы для установки букс вагонов-самосвалов.

Надрессорная балка тележки (рис. 84) представляет собой единую с подпятником отливку с кронштейном для крепления рычажной передачи (в зоне ее мертвой точки) и опорами для скользунов. В концевой части надрессорная балка имеет пазы для установки фрикционных клиньев, а в нижней — выступы для исключения выпадания и смещения пружин комплекта. Плоскость фрикционных клиньев наклонена под углом 45°.

Рессорное подвешивание тележки центральное, состоит из двух комплектов. Каждый рессорный комплект состоит из семи двухрядных пружин. Средний диаметр наружных пружин 170 мм; диаметр прутка пружины 30 мм; диаметр прутка внутренней пружины 19 мм. Гибкость двухрядной пружины 0,0182 мм/кгс. Букса с подшипниками скольжения состоит из стального литого корпуса, подшипника, вкладыша (клина), польстера и уплотняющей шайбы.

Колесная пара тележки состоит из двух колес, укрепленных неподвижно на одной оси. Колесо катаное безбандажное имеет диаметр круга катания 950 мм. Ось колесной пары относится к третьему типу с допускаемой нагрузкой до 22 000 кгс. Масса тележки 4595 кг. Тележкой ЦНИИ-ХЗ оборудованы все четырехосные магистральные вагоны.

Двухосная тележка усиленной конструкции Днепродзержинского вагоностроительного завода. Для вагонов-самосвалов грузоподъемностью 82-85 т Днепродзержинский вагоностроительный завод освоил изготовление двухосной тележки ДВЗ-ЗО усиленной конструкции (рис. 85) с литыми боковыми рамами и буксами на подшипниках скольжения. Конструкция этой тележки допускает нагрузку от оси на рельсы до 295 кН (30 000 кгс).

Тележка ДВЗ-ЗО с буксами 2 на подшипниках скольжения по своей принципиальной схеме аналогична тележке ЦНИИ-ХЗ и отличается от последней усиленными боковыми рамами 3, надрессорной балкой 6, рессорным комплектом 4 и колесными парами 1. Боковая балка 3 тележки ДВЗ-ЗО отличается от боковой балки тележки ЦНИИ-ХЗ тем, что в ней увеличены вертикальные и горизонтальные стенки для обеспечения достаточной прочности при повышенных эксплуатационных нагрузках. Надрессорная балка 6 представляет собой коробчатую отливку с усиленной центральной частью (зона расположения подпятника). У консольных частей балки повышена прочность благодаря развитию центрального внутреннего ребра до 16 мм.

Рессорное подвешивание 4 тележки ДВЗ-ЗО состоит из двух комплектов, каждый из которых имеет по семь двухрядных пружин.

Рис. 85. Тележка усиленной конструкции на подшипниках скольжения

Внутренняя пружина рессорного комплекта навита из прутка 022 мм, а наружная пружина — из прутка 034 мм. Фрикционные клинья 5 аналогичны клиньям тележки ЦНИИ-ХЗ. Букса 6 тележки литая (рис. 86), обычного исполнения для размещения подшипников скольжения. Букса состоит из передней 4 и задней крышек с лабиринтным уплотнением 1. В буксе размещены вкладыш 2, подшипник 3 и польстер 5.

Ось колесной пары является усиленной по сравнению с осью тележки ЦНИИ-ХЗ-0. Диаметр шейки усиленной оси 155 мм, длина 280 мм (вместо соответственно 145 и 254 мм). Под ступичная часть оси увеличена до 185 мм, диаметр средней части оси 183 мм.

Массы (в кг) узлов тележки ДВЗ-ЗО следующие:

Балка шкворневая……………660

Боковина….. 490

Колесная пара с буксами………..1640

Рессорный комплект……. 245

Тормозное оборудование…………250

Масса тележки…………….. 5460

Двухосная тележка с буксами на роликовых подшипниках с нагрузкой от оси на рельсы до 313 кН (32 000 кгс). С целью оборудо-

Рис. 86. Буксовый узел тележки усиленной конструкции

вания двухосных тележек думпкаров с нагрузкой от оси на рельсы до 295 кН (30 000 кгс) буксами на роликовых подшипниках ВНИИВа-гоностроения разработал конструкцию буксы для колесных пар в двух вариантах.

Первый вариант предусматривает применение специального подшипника с размерами 150x250x80 мм. Корпус буксы остается таким же, как и у грузовых магистральных вагонов, изменяется лишь конструкция впрессовываемого лабиринта. Однако проектирование, согласование и освоение производства нового подшипника требуют определенного времени.

Поэтому для двухосных тележек с нагрузкой от оси на рельсы 295 кН (30 000 кгс) пока был рекомендован вариант конструкции буксы с применением серийных цилиндрических подшипников 42532Л1 и 232532Л1, имеющих размеры: внутренний диаметр 160 мм, наружный диаметр 290 мм и ширина 80 мм. Несмотря на несколько завышенную массу, такой вариант имеет следующие преимущества: подшипники уже изготовляются заводами для букс тепловозов; по своей конструкции они аналогичны подшипникам для букс магистральных вагонов. Указанные подшипники прошли стендовые испытания, а многолетняя эксплуатация в буксах тепловозов подтвердила их удовлетворительные качества. Буксовый узел с подшипниками 42532Л1 и 232532Л1 может быть применен для вагонов-самосвалов с нагрузкой от оси на рельс до 35 000 кгс. В соответствии с этими рекомендациями Днепродзержинский вагоностроительный завод разработал конструкцию тележки с нагрузкой от оси на рельсы до 32 000 кгс для вагонов промышленного транспорта.

Опытная партия таких тележек была изготовлена в 1971 г. и испытана с вагонами-самосвалами грузоподъемностью 165-170 т и с вагонами-самосвалами ВС-85 грузоподъемностью 85 т.

Тележка (рис. 87) состоит из двух колесных пар 1, четырех букс 2 для подшипников качения, боковых балок 3, рессорных комплектов 4, надрессорной балки 5 и рычажной передачи 6. Колесная пара выполнена из цельнокатаных колес 0950 мм и напрессованной оси (рис. 88). Ось изготовляют из стали ОсВ (ГОСТ 4728-59). Шейка и подступичная часть выполнены с учетом установки подшипников качения. В буксовый узел (рис. 89) входит ось 1, лабиринтное кольцо 2, корпус 3 буксы, роликовый 4 подшипник 232532Л1, роликовый 5 подшипник 42532Л1, удерживающая 7 и смотровая 6 крышки буксы. Боковая балка (рис. 90) литая, усилена по сечению.

Надрессорная балка (рис. 91) литая, коробчатая, от надрессор-ных балок других тележек отличается усилением сечения верхних и нижних поясов, вертикальных стенок и ребер. Место установки подпятника также усилено в результате увеличения толщины вертикальных ребер. В отличие от других конструкций подпятник выполнен съемным и имеет кольцо 1, которое приклепано к приливам балки 3. Между кольцом и плоскостью балки установлена сменная прокладка 2. Такое исполнение обусловлено значительными изно-сами в эксплуатации плоскости подпятника и его боковых сторон. Съемная конструкция подпятника позволяет менять износившиеся кольца и прокладки. Кольцо изготовлено из стали 45, прикреплено к балке восемью заклепаками 024 мм Сменная прокладка изготовлена из стали 45 толщиной 8 мм

Рис. 89. Буксовый узел с роликовыми подшипниками тележки усиленной конструкции

к балке восемью заклепаками 024 мм Сменная прокладка изготовлена из стали 45 толщиной 8 мм

Рычажная тормозная передача тележки обеспечивает одностороннее нажатие колодок на колесо. Допускаемое тормозное нажатие при чугунных колодках 10 750 кгс, а при композиционных колодках 6000 кгс.

Рессорное подвешивание тележки состоит из двух комплектов. В каждом комплекте имеется 14 пружин (7 наружных и 7 внутренних). Наружная пружина выполнена из прутка диаметром 35 мм, а внутренняя — из прутка диаметром 22 мм.

Тележки вагонов-самосвалов узкой колеи | Вагоны-самосвалы | Трехосные тележки вагонов-самосвалов

Добавить комментарий