Теплотехнические и санитарно-гигиенические требования

Особое значение теплотехнические и санитарно-гигиенические требования имеют для пассажирских вагонов, но иногда подобные требования предъявляют и к специализированным грузовым вагонам — к рефрижераторным, для перевозки скота, некоторых химических грузов и т. д.

Параметры воздушной среды. Нормальными или комфортными параметрами окружающего воздуха считают такие, при которых количество тепла, вырабатываемого организмом человека, и количество тепла, отдаваемого им окружающей среде, уравнивается благодаря нормальной терморегуляции организма без напряжения последнего. На самочувствие пассажиров оказывает большое влияние чистота воздуха. Для поддержания чистоты воздуха в вагоне необходимо подавать в него определенное количество наружного воздуха, а также предусматривать в системе вентиляции соответствующие фильтры. Для предотвращения попадания в вагон пыли через неплотности повышают герметичность конструкции и обеспечивают избыточное давление (подпор) воздуха.

Рекомендованы следующие параметры воздуха в вагонах с кондиционированием: температура воздуха в пассажирском помещении летом должна быть равна 22—26° С (для расчетов берут среднее значение 24° С), зимой 18—22° С; относительная влажность воздуха должна составлять 30—60%; допускаемая неравномерность температур воздуха (по длине вагона на одном уровне и по высоте вагона на одной вертикали) не более 3° С.

Максимальная скорость движения воздуха в зонах пребывания пассажиров должна быть не более 0,25 м/с. Минимальное количе

ство подаваемого в вагон наружного воздуха на одного пассажира (по числу спальных мест): летом 25 м3/ч, зимой 20 м3/ч. Подпор воздуха в кондиционируемых помещениях — не менее З мм вод. ст. (30 Н/м2). Максимально допустимые содержания: пыли — 1 мг/м3; углекислого газа — 0,1% объема помещения.

Для предотвращения появления слишком больших перепадов (больше 12° С) между температурами воздуха внутри и снаружи вагона обычно предусматривают три температурных режима для летнего времени года: прохладный с автоматическим регулированием температуры (22—26° С); нормальный (23—27° С); теплый (24—28° С).

Вагоны без кондиционирования воздуха оборудуют принудительной вентиляцией с устройствами для очистки воздуха от пыли и подогрева воздуха в холодное время года, вытяжными дефлекторами, системой отопления и автоматическим управлением температурным режимом в вагонах с электрическим отоплением.

Параметры воздуха в вагонах без его кондиционирования должны удовлетворять следующим условиям: системы отопления (водяного или электрического) и подогрева подаваемого в вагон воздуха должны обеспечивать температуру в вагоне 20 ± 2° С, а в туалетах не ниже 18° С, при температуре наружного воздуха до —40° С; разность температур па высоте и длине вагона не должна превышать 3° С; количество подаваемого вентиляционной установкой в вагон воздуха на каждого пассажира в летнее время года должно составлять 25 м3/ч, а в зимнее 20 м3/ч; скорость движения воздуха в местах нахождения пассажиров не должна превышать 0,2 м/с зимой и 1 м/с летом (при закрытых окнах).

Водоснабжение. Пассажирские вагоны дальнего следования имеют систему холодного и горячего водоснабжения с запасом воды в баках не менее 1000 л. В вагонах межобластного сообщения и багажных установлено только холодное водоснабжение. В вагонах местного и пригородного сообщения системы водоснабжения предусматривают в соответствии с требованиями заказчика. Водяные баки системы холодного водоснабжения имеют указатели уровня воды и сигнальные устройства об их заполнении. Воду наливают через специальные трубы со стороны полотна пути. Головки этих труб должны быть удалены от фановых труб к средней части вагона и иметь электроподогреватели и устройство для предохранения их от загрязнения. Система водоснабжения обеспечивает возможность полного слива воды.

Освещение. Внутренние помещения пассажирских вагонов освещаются через окна. Отношение площади световых проемов окон к площади пола рекомендовано для купе не менее 0,25, а для некупейных вагонов — не менее 0,33. Вагоны без кондиционирования воздуха оборудуют окнами с опускающимися (открывающимися) рамами. В пассажирских вагонах с установками кондиционирования воздуха окна глухие, за исключением окон служебного помещения, туалетов и коридоров.

Искусственное освещение в основных Помещениях пассажирских вагонов (салонах, купе, коридорах) может быть общим или комбинированным (из общего и местного освещения). Общее освещение осуществляют люминесцентными лампами. Освещенность от системы общего освещения должна составлять в купе или отделении некупированного вагона на уровне 0,8 м от пола не менее 100 лк; в салоне вагона с креслами для сидения на уровне 0,8 м от пола не менее 100 лк; в коридорах на уровне пола не менее 50 лк. В вагонах с централизованным электроснабжением рекомендована большая освещенность (в 1,5—2 раза).

Местное освещение (софиты у изголовья спальных диванов, настольные лампы в купе, лампы для освещения подножек, подвагонного оборудования и др.) и освещение вспомогательных помещений можно выполнять люминесцентными лампами или лампами накаливания. Для ночного времени в спальных купе должно быть предусмотрено освещение синими или темно-зелеными лампами, которые можно выключить по желанию пассажиров. Освещенность от системы местного освещения должна составлять на поверхности столика купе при люминесцентных лампах 100 лк, а при лампах накаливания 75 лк; на поверхности расположения книги у изголовья дивана и верхней полки купе, а также у спинки кресел при люминесцентных лампах 100 лк, а при лампах накаливания 50 лк.

Параметры шума Допустимые уровни шума в вагонах установлены разработанным ВНИИВ и ЦНИИ МПС ОСТ 24.050.18—72. Измеренные уровни звукового давления в октавных полосах частот не должны превышать допустимых значений следующих нормировочных кривых:

№ нормировочной кривой

В вагонах мягких, жестких купейных, в купе отдыха проводников поездов дальнего следования, в купе отдыха почтовых и багажных вагонов………………………. № 60

В вагонах открытого типа дальнего следования, в вагонах межобластного сообщения, в служебных помещениях почтовых и багажных вагонов…………………… № 65

В салонах и кабинах водителя трамвайных вагонов…… № 75

В вагонах типа И метрополитена, а также всех последующих типов:

в кабине машиниста………………. № 75

в салоне……………………. № 80

В кабине машиниста моторных вагонов электропоездов, дизель-поездов и автомотрис, в салонах дизель-поездов и автомотрис № 75

В кабине машиниста немоторных вагонов и в салонах электропоездов……………………… № 70

В вагонах-электростанциях рефрижераторных секций:

в купе отдыха бригады……………… № 60

в отделении управления…………….. № 70

Допустимые уровни звукового давления (дБ) в октавных полосах частот (Гц) приведены в табл. 10.

Звуковое давление (в дБ) при частотах (в Гц)

№ нормнровоч-

ной кривой

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

60

96,3

82,9

74,2

67,8

63,2

60

57,4

55,4

53,8

65

99,7

86,8

78,5

72,4

68,1

65

62,5

60,5

58,9

70

103,1

90,8

82,9

77,1

73,0

70

67,5

65,7

64,1

75

106,5

94,7

87,4

81,7

77,9

75

72,6

70,8

69,2

80

109,9

98,7

91,6

86,4

82,7

80

77,7

75,9

74,4

85

113,3

102,6

95,9

91,0

87,6

85

82,8

81,0

79,5

Параметры вибрации Вибрации пассажирских вагонов локомотивной тяги, вагонов электропоездов, дизель-поездов, автомотрис магистральных железных дорог колеи 1520 мм и вагонов метрополитена оценивают согласно ОСТ 24.050.28—74, разработанному ВНИИВ. При этом учитывают четыре главных физических фактора: интенсивность вибрации, характеризуемую средним квадратическим значением ускорения, спектральный состав, время и направление действия вибрации.

Вибрацию оценивают из расчета ее действия на человека в течение рабочего дня. Тогда

^р<тд, (33)

где — продолжительность рабочего дня; тд — допустимое время воздействия вибрации, определяемое с учетом эксплуатационного распределения скоростей движения.

При этом

где рк — доля времени (вероятность) движения вагона в эксплуатации со скоростью пк; тда — допустимое время воздействия вибрации данного уровня.

Значения тдк определяют по ОСТ 24.050.28—74 в зависимости от приведенного среднего квадратического значения ускорения апк (табл. 11).

Дополнительные требования к изотермическим вагонам. Для создания условий, обеспечивающих сохранность качества скоропортящихся грузов, и сокращения энергетических затрат изотермические вагоны должны иметь минимальный коэффициент теплопередачи при возможно меньшей толщине элементов ограждения кузова (стен, пола, крыши) и надежные в работе приборы охлаждения, отопления и контроля за температурой воздуха в грузовом помещении. Средний коэффициент теплопередачи ограждений грузовых помещений не должен превышать 0,28 ккал/(м2 ¦ ч° С).

ч„к- мс2

тдк (мин) в вертикальном направлении

Тдк (мин) в горизонтальном направлении

°пк’

Тдк (мин) в вертикальном направлении

тдк (мин) в горизонтальном направлении

0,05

4055

2879

0,65

178

95,9

0,10

2000

1368

0,7

158

81,6

0,15

1280

845

0,8

125

59,2

0,20

908

586

0,9

100

41,9

0,25

688

435

1,0

80,1

29,0

0,30

543

337

1,1

63,7

19,8

0,35

441

270

1,2

50,2

13,2

0,40

367

221

1,3

39,1

8,98

0,45

310

184

1,4

30,1

6,08

0,50

266

155

1,5

23,0

4,16

0,55

231

135

1,6

17,5

2,88

0,00

202

112

1,8

9,99

1,44

2,0

5,75

0,76

Холодильное, отопительное, вентиляционное оборудование, система циркуляции воздуха и конструкция ограждений должны обеспечивать в грузовом помещении равномерность температуры с допустимым отклонением ±1,5° С от заданной. Воздухообмен через неплотности грузового помещения не должен превышать 0,3 полного объема этого помещения за 1 ч.

Дополнительные требования к пассажирским вагонам. С учетом эргономических и санитарных требований пассажирские вагоны должны иметь пассажирское помещение (купе, салоны), оборудованное в зависимости ог типа вагона спальными (мягкими или полумягкими) местами или диванами (креслами) для сидения, а также полками и нишами для хранения багажа и мелких вещей; служебное помещение, в котором размещены щит управления системами энергоснабжения, вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха и освещения (в вагонах дальнего следования это отделение оборудовано шкафами для постельных принадлежностей, посуды, продуктов, мойкой с горячей и холодной водой, агрегатом для охлаждения питьевой воды, столиком, диваном или креслом для дежурного проводника, аптечкой и т. д.); помещение для отдыха проводников со спальными местами в вагонах дальнего следования; туалетные комнаты с унитазом и умывальником.

Для изоляции кузова необходимо применять негорючий и невлагоемкий термоизоляционный материал. Средний коэффициент теплопередачи ограждений кузова не должен превышать 0,95 ккал/(м2 • ч° С). Внутреннюю поверхность вагона следует облицовывать материалами, допускающими уборку с применением специальных растворов.

Проектирование и расчет сварных соединений в конструкциях вагонов | Вагоны | Материалы, применяемые в вагоностроении

Добавить комментарий