Полувагоны

Для перевозки каменного угля, руды, леса, металлопроката и других сыпучих и штучных грузов и оборудования, не требующих защиты от атмосферных осадков, предназначены полувагоны двух основных типов. Универсальные полувагоны с торцовыми дверями и разгрузочными люками в полу и специальные — без люков в полу, предназначенные для перевозки сыпучих грузов с разгрузкой на вагоноопрокидывателях.

Четырехосные универсальные полувагоны грузоподъемностью 63 тс получили наибольшее распространение. В настоящее время строят три модели (12-515, 12-532 и 12-726) таких полувагонов, близких по своим параметрам. Все они вписаны в габарит 01-Т, имеют конструкционную скорость 120 км/ч и длину по осям автосцепок 13 920 мм. УВЗ выпускает четырехосные полувагоны (рис. 62) грузоподъемностью 63 тс (мод. 12-515), имеющие сварную раму, кузов с боковыми стенами раскосно-стоечной конструкции и деревянной обшивкой. По торцам кузов имеет открывающиеся внутрь двухстворчатые двери. Четырнадцать металличе-

ских крышек разгрузочных люкбВ в закрытом положении образуют пол полувагона. Рама полувагона состоит из хребтовой балки, сваренной из двух специальных зетобразных профилей № 31 (310x125x16x10,5 мм) и двутавра № 19 (190x75x7 мм), двух шкворневых балок замкнутого коробчатого сечения из двух вертикальных листов (толщиной 8 мм), двух горизонтальных листов (верхний толщиной 10 и нижний 12 мм), двух концевых балок из штампованного уголкового профиля и листа, четырех промежуточных поперечных балок двутаврового сечения, сваренных из вертикального и двух горизонтальных листов. На верхних горизонтальных полках концевых балок установлены пороги, которые обеспечивают более надежное уплотнение торцовых дверей в их нижней части и улучшают условия погрузки техники по трапам или мостикам.

Обрешетка боковых стен состоит из верхней и нижней обвязок, стоек и раскосов. Верхнюю обвязку изготовляют из гнутого профиля (листа толщиной 6 мм). В промежутках между стойками обвязка имеет замкнутое сечение благодаря приварке снаружи вагона усиливающих планок, что уменьшает возможность ее повреждения при погрузочно-разгрузочных работах. Нижнюю обвязку изготовляют из уголкового профиля 160×100 x 9 мм, к которому крепят с наружной стороны элементы механизма запирания люка, а с внутренней стороны приваривают кольца или специальные косынки с отверстиями, необходимыми при увязке штучных грузов. Промежуточные стойки изготовляют из прокатного омегообразного профиля, а угловые стойки — штампованными из листа. Стойки, имеющие отверстия для болтового крепления деревянной обшивки, сваривают с верхней и нижней обвязками. Штампованные раскосы с продольным гофром посередине внизу сваривают с вертикальной полкой нижней обвязки, а сверху соединяют косынками с верхней обвязкой и стойками.

Каждая торцовая дверь полувагона состоит из двух (левой и правой) створок, подвешенных при помощи шарниров на двух петлях к угловым стойкам. Створки имеют сварной каркас, обшитый деревом, и запирающие устройства (верхнее и нижнее). Верхнее запирающее устройство воспринимает также и распорные усилия груза.

Крышки разгрузочных люков имеют сварной каркас и обшивку из гофрированного листа толщиной 5 мм. Эти крышки шарнирно прикреплены к двутавру хребтовой балки и имеют снизу торсионное устройство для облегчения их закрывания. Открытые крышки люков образуют угол с горизонталью в средней части кузова около 40°, а над тележками 32°. В закрытом состоянии крышки люков удерживаются специальными механизмами, установленными на нижней обвязке боковых стен.

Четырехосные цельнометаллические полувагоны (рис. 63) грузоподъемностью 63 тс производства УВЗ (мод. 12-532) и КрВЗ (мод. 12-726), спроектированные на базе описанного полувагона с деревянной обшивкой, являются его усовершенствованными вариантами и отличаются в основном наличием металлической обшивки боковых стен и торцовых дверей. Обшивку боковых стен вагонов мод, 12-726 изготовляют из гнутых профилей — из листов в верхней части толщиной 4 мм, а в нижней части толщиной 5 мм с продольными гофрами. Обшивку боковых стен вагонов мод. 12-532 изготовляют из штампованных корытообразных панелей толщиной 5 мм. Торцовые двери обоих вагонов обшивают листом с продольными гофрами. Оба завода переходят на изготовление унифицированного четырехосного полувагона мод. 12-1000 грузоподъемностью 65 тс с обшивкой из специального гнутого профиля с периодическими гофрами. В полувагонах новой мод. 12-1000 применены более мощные, усиленные ребрами угловые стойки. Усилены также обвязки боковых стен и дверей.

В 1958—1967 гг. серийно строили шестиосные цельнометаллические универсальные полувагоны грузоподъемностью 94 тс с объемом кузова 106 м3, весом тары 33,0 тс и длиной по осям автосцепок 16 400 мм. Эти вагоны вписаны в габарит 1-Т. Они оборудованы торцовыми дверями и люками в полу, крышки которых (16 шт.) сторсионами такие же, как и у четырехосных полувагонов. Под полувагоны подкатывали

^ис. 65. Узел соединения поперечной балки с боковой стенкой кузова полувагона;

1 — стойка; 2 — усиливающая планка; 3 — нижняя обвязка; 4 — усиливающая накладка; 5, 6 и 7 — листы поперечной балки, соответственно верхний, вертикальный н нижний; 8 — усиливающая накладки

трехосные тележки конструкции КрВЗ и УВЗ. Выпуск этих вагонов был прекращен, так как более перспективными были признаны восьмиосные полувагоны.

Восьмиосный универсальный цельнометаллический полувагон (рис.. 64) с торцовыми дверями и люками в полу (мод. 12-541) производит УВЗ. Полувагон имеет раму и кузов, состоящий из боковых стенок, торцовых дверей и 22 штампосварных крышек люков, взаимозаменяемых с крышками люков четырехосных полувагонов. В закрытом положении эти крышки образуют пол вагона. Рама состоит из хребтовой балки и двенадцати поперечных балок, в том числе двух передних и двух шкворневых. Хребтовая балка изготовлена из двух зетобразных профилей № 31 и двутавра № 19, а в местах ее пересечения со шкворневыми балками усилена надпятниковыми коробками и специальными накладками. В местах пересечения с поперечными балками внутри зетобразных профилей хребтовой балки вварены ребра жесткости. Шкворневые балки имеют коробчатое сечение и состоят из двух вертикальных и двух горизонтальных листов. Промежуточные балки имеют двутавровое сечение. Верхние горизонтальные листы всех поперечных балок имеют продольные гофры, высота которых больше, чем высота гофров крышек люков. Вследствие этого при перевозке длинномерных грузов нагрузка передается только на раму вагона, а крышки люков разгружаются. Наличие гофров на поперечных балках способствует также лучшей разгрузке сыпучих грузов.

В местах соединения с нижней обвязкой боковых стен поперечные балки имеют усиление в виде двух штампованных накладок (рис. 65). Высота поперечных балок в местах соединения их со стойками увеличена, что значительно повышает прочность заделки последних. Наличие на поперечных балках специальных планок, наклоненных на угол открывания крышек люков, уменьшает попадание на тележки и путь сыпучих грузов при разгрузке вагонов через люки. Боковая стена полувагона состоит из верхней обвязки замкнутого по всей длине сечения специального штампованного профиля и подштампованного по концам уголка, нижнего пояса из уголка 160x 100×9 мм, угловых и промежуточных стоек и корытообразной штампованной обшивки толщиной 5 мм. Все промежуточные стойки выполнены из прокатного омегообраз ного профиля. Ё местах соединения с поперечными балками промежуточные стойки имеют усиления в виде приварных планок, замыкающих омегообразный профиль. Шкворневые стойки имеют также усиливающие накладки, приваренные точечной сваркой к их наружным стенкам.

Торцовые двери восьмиосного полувагона прикреплены к угловым стойкам на трех петлях. Эти двери состоят из двух створок, имеют усиленный каркас и гофрированную обшивку толщиной 5 мм. Снизу и сверху торцовые двери снабжены запирающими устройствами для удержания их в закрытом положении. Угловые стойки, имеющие коробчатое сечение, выполнены из двух штампованных профилей с усиливающими ребрами в зоне соединения с передней балкой. Основные технические характеристики выпускаемых полувагонов приведены в табл. 19.

Аналогичный восьмиосный полувагон разработан КрВЗ. Он имеет обшивку стен из гнутых профилей и другие отдельные конструктивные отличия (мод. 12-737). Отработка конструкции восьмиосных полувагонов продолжается. Большое значение имеют работы по улучшению их технико-экономических показателей. Построены опытные образцы вагонов с принципиально новыми схемами 1 опоры кузова на двухосные тележки, разработанных УВЗ, ВНИИВ и МИИТ. Отличительной особенностью этих полувагонов является отсутствие тяжелых (2,5 тс каждая) соединительных балок четырехосных тележек и соответственно меньший вес тары. Опытные четырех- и шестиосные полувагоны со сварными кузовами из высокопрочных алюминиевых сплавов построены УВЗ. Четырехосный полувагон грузоподъемностью 66 тс, кузов и рама которого выполнены из специальных алюминиево-магниевых прессованных профилей и панелей, а крышки люков типовые (стальные), имеет такие же линейные размеры, как и стальной вагон мод. 12-532, но его тара снижена до 19,2 тс (взамен 22,4 тс), т. е. более чем на 3 тс. В конструкции опытного универсального шестиосного полувагона из алюминиевого сплава АМгб тара была снижена на 3,4 тс, а грузоподъемность вагона повышена с 94 до 97 тс.

Ждановский завод тяжелого машиностроения изготовляет четырехосные полувагоны грузоподъемностью 64 тс (мод. 12-150), сконструированные на базе четырехосного универсального цельнометаллического полувагона грузоподъемностью 63 тс (модели 12-726), но в отличие от него не имеющие люков в полу. Настил пола выполнен из стального листа толщиной 6 мм.

ВНИИВ, УВЗ и ЖЗТМ совместно разрабатывают конструкции восьмиосных полувагонов с глухим кузовом и с погонной нагрузкой на 1 м пути до 11,0 тс, вписываемых в габарит Т. Опытные об-

Наименование

12-515

12-332

Модель

12-726

12-463

12-541

Колея, мы……..

1520

1520

1520

1067

1520

Грузоподъемность, тс…

63

63

63

52

125

Тара, тс………

21,8

22,4

22,0

18,0

46,0

Объем кузова, м3…. База, мм:

70,5

73,0

72,5

55,0

140,3

вагона……..

8 650

8 650

8 650

8 650

12 070

тележки…….

Длина, мы:

по осям сцепления авто-

1 850

1 850

1 850

1 650

3 200

сцепок…….

по концевым балкам ра-

13 920

13 920

13 920

13 920

20 240

МЫ……..

Ширина кузова максималь-

12 700

12 700

12 700

12 700

19 ПО

ная, мм……..

Внутренние размеры кузова, мм:

3 134

3 130

3 130

2 850

3 190

длина……..

12 070

12 126

12 156

12 152

18 748

ширина……..

2 850

2 878

2 826

2 646

2 846

высота……..

Высота вагона от уровня го-

2 060

2 060

2 060

1 700

2 510

ловок рельсов, мм… Количество разгрузочных

3 482

3 484

3 482

2 937

3 970

люков в полу……

Размеры разгрузочного лю-

14

14

14

14

22

ка в свету, мм…..

1327Х

1327Х

1327Х

1327Х

1327Х

X 1540

X 1540

X 1540

X 1540

X 1540

Коэффициент тары….

0,346

0,36

0,349

0,346

0,368

Удельный объем, м3/тс

1,12

1,16

1,15

1,06

1,12

Нагрузка от оси на рельс, тс Погонная нагрузка на 1 м

21,2

21,35

21,25

17,5

21,37

пути, тс……..

6,09

6,15

6,13

5,02

8,45

Конструктивная скорость, км/ч

Габарит………

120

120

120

100

120

01-Т

01-Т

01-Т

Южно-Сахалинской ж. д.

1-Т

разцы таких полувагонов уже построены и проходят испытания. Полувагоны с глухим кузовом не имеют люков в полу и торцовых дверей. Они предназначены для использования на определенных замкнутых маршрутах с большими и устойчивыми грузопотоками угля, руды и тому подобных грузов.

Кроме вагонов колеи 1520 (1524) мм, для Южно-Сахалинского отделения Дальневосточной ж. д. создан цельнометаллический универсальный четырехосный полувагон колеи 1067 мм грузоподъемностью 52 тс (мод. 12-463). Конструкция его кузова аналогична конструкции кузова цельнометаллического универсального вагона колеи 1520 (1524) мм. Линейные размеры этих вагонов по длине такие же, объем кузова меньший (55 м3) из-за уменьшения ширины и высоты.

Платформы | Вагоны | Крытые вагоны

Добавить комментарий