Тепловоз ТУ6А и ТУ7 | Система смазки

На дизеле ЯАЗ-М204А применена смешанная система смазки. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного и уравновешивающего валов, ось промежуточной шестерни привода механизма газораспределения, ось коромысел, вал шестерни привода нагнетателя, ось промежуточной шестерни привода масляного насоса, поршневые пальцы. К остальным деталям масло подается разбрызгиванием и самотеком.

Схема системы смазки дизеля ЯАЗ-М204А

Рис. 16. Схема системы смазки дизеля ЯАЗ-М204А:

1, 2, 10 — вертикальные каналы; 3 — шестеренный насос; 4- маслоприемник; 5 — перепускной клапан; 6 — масляный радиатор, 7 — фильтр грубой очистки; 8 — горизонтальный канал; 9 — канал в теле шатуна; И, 12, 15 — масляные полости; 13 — продольный канат распределительного вала, 14 — продольный канал в головке блокя; в — фильтр топкой очистки

Находящееся в нижнем картере масло (рис. 16) засасывается через маслоприемник 4 шестеренным насосом 3 и подается через -фильтр грубой очистки 7 к масляному радиатору 6. Пройдя по каналу 2, масло поступает в горизонтальный канал 8, расположенный в теле блока с правой стороны.

При засорении радиатора или повышенной вязкости масла перепускной клапан 5 открывается и масло не поступает в фильтр трубой очистки и масляный радиатор, а идет непосредственно в канал 8, откуда по поперечным горизонтальным каналам направляется к коренным подшипникам. Из коренных подшипников масло поступает к шатунным и далее по каналам (сверлениям) 9 в стержнях шатунов к поршневым пальцам для смазки трущихся поверхностей пальца и бобышки поршня.

Зеркало цилиндров смазывается маслом, вытекающим из зазоров шатунных подшипников и разбрызгиваемым при вращении коленчатого вала. К крайним подшипникам распределительного и уравновешивающего валов масло поступает из вертикальных каналов 10 и 1. Промежуточные подшитгики распределительного вала смазываются маслом, поступающим из просверленного вдоль оси вала продольного канала 13, в который оно попадает из крайних подшипников.

Приводной механизм клапанов и форсунок (оси, втулки, коромысла, пальцы соединительных вилок штанг) смазываются через вертикальный канал 13 блока и через продольный канал 14 в головке блока.

Масло, вытекающее из коромысел, смазывает торцы и стержни клапанов, роликовые толкатели коромысел и торцы толкателей форсунок. Кулачки распределительного вала смазываются маслом, стекающим в полость 12 блока, а шестерни распределения- из просверленных в торцовых плитах блока отверстий, соединенных с полостями 12 и 15, где помещены распределительный и. уравновешивающий валы. Подшипник промежуточной шестерни смазывается маслом из заднего вертикального канала блока. К подшипнику вала привода нагнетателя масло поступает по наружной трубке из заднего поперечного канала в блоке. Шестерни и подшипники нагнетателя и регулятор частоты вращения смазываются из полостей И корпуса нагнетателя, в которые масло попадает из полости распределительного вала. Из полостей И масло стекает в полости торцовых крышек нагнетателя. Для поддержания определенного уровня масла в нижней части крышек имеется перегородка. Из полостей крышек нагнетателя масло стекает в нижние карманы картера нагнетателя и оттуда через два отверстия в стенке блока — в картер дизеля.

Кроме фильтра грубой очистки 7, в систему смазки включен фильтр тонкой очистки 16, к которому масло поступает из заднего поперечного канала блока. Очищенное масло стекает в картер. Масло заливают в картер дизеля через заливную горловину, расположенную на корпусе привода нагнетателя.

Масляный насос — шестеренного типа. В корпусе насоса имеется предохранительный клапан. При достижении давления масла на стороне нагнетания свыше 7,0 кгс/ом2 клапан преодолевает сопротивление пружины и соединяет полость нагнетания с полостью всасывания. Это необходимо для предотвращения чрезмерно высокого давления в системе, если сопротивление ее велико (в первую очередь в период пуска дизеля в холодное время года, когда масло имеет большую вязкость).

В канале, выходящем на нижний торец блока, установлен клапан, ограничивающий максимальное давление в системе смазки до 3-3,5 кгс/см2. В масляной системе установлен перепускной клапан 5. Когда разность давлений масла в фильтре грубой очистки и после масляного радиатора достигает 2,8 кгс/см2, перепускной клапан открывается и часть масла перепускается непосредственно к горизонтальному каналу, минуя фильтр и масляный радиатор. Величину давления масла контролируют по показаниям манометра.

Масляный фильтр грубой очистки состоит из корпуса, стального колпака, фильтрующих элементов. Каждый из фильтрующих элементов представляет собой цилиндрический гофрированный стальной каркас, на который натянута латунная сетка с квадратными ячейками для прохода фильтруемого масла. В корпусе фильтра установлен перепускной клапан.

Масляный фильтр тонкой очистки включен в магистраль параллельно и пропускает до 107о масла. Фильтрующий элемент представляет собой металлический каркас, на котором сформована фильтрующая масса. Элемент установлен в стальной корпус.

Вентиляция картера предусмотрена для очистки картера и полости под крышкой головки блока цилиндров от продуктов сгорания. Картер сообщается с атмосферой через трубку, укрепленную на корпусе регулятора. Свежий воздух попадает в картер из воздушной камеры через зазоры между поршнями и гильзами, через стыки и пазы в маслосъемных кольцах и отверстия в поршнях. Нижнее пространство картера сообщается с пространством крышки головки цилиндров через полость картера маховика, верхнюю крышку и каналы рымов.

Масляный радиатор регулирует температуру масла в магистрали. Когда дизель горячий, вода охлаждает масло, а когда двигатель холодный (в период пуска и прогрева), вода нагревает масло. Масляный радиатор состоит из корпуса,, секций и крышки.

Основные узлы дизеля | Тепловоз ТУ6А и ТУ7 | Система питания топливом

Добавить комментарий