Тепловоз ТУ2 (рис. 1 и 2) предназначен для обслуживания грузовых и пассажирских поездов на железных дорогах, имеющих ширину колеи 750 мм. Кузов тепловоза установлен на деє двухколсесные тележки, у которых все оси ведущие. На каждую тележку рама кузова опирается тремя точками: шаровой пятой и двумя боковыми пружинными скользунами
Рис. 1. Тепловоз ТУ2
В передней и задней частях кузова расположены кабины машиниста, а в средней — машинное отделение. В кабинах находятся посты управления (рис. 3), на которых размещены приборы управления тепловозом и контроля за работой отдельных агрегатов. Для обогрева кабин в зимнее время установлены калориферы.
В машинном отделении размещены: дизель-генераторная установка (состоящая из дизеля 1Д12 и спаренного с ним через гибкую или пальцево-втулочную муфту главного генератора), компрессор, холодильник с вентилятором, высоковольтная камера, котел-подогреватель и другие вспомогательные агрегаты. Воздух в дизель поступает по воздуховодам через фильтры типа мультициклон. Отработавшие газы по двум выпускным охлаждаемым коллекторам через глушители выбрасываются в атмосферу.
Рис. 3. Пост управления тепловозом: 1- рукоятка контроллера машиниста; 2 -кнопочный выключатель; а — пуск дизеля первого тепловоза; б-управление общее; в-отключатель реле перехода; г-освещение кабины; д-отключатель буферных фонарей кабины № 1; е — отключатель буферных фонарей кабины 2: ж — вспомогательный топливный насос второго тепловоза; з-вспомогательный топливный насос первого тепловоза; и — отключатель-возбуждения главного генератора; к-пуск дизеля второго тепловоза: з-воздушный манометр; 4 — кран машиниста; 5 — кран прямодействующего тормоза; 6 — амперметр главного генератора; 7 — кнопки включения прожектора: л-яркого, м-тусклого; в -масляный манометр; 9 — масляный термометр: 10- водяной термометр: 11 — амперметр зарядки аккумуляторной батареи
Главный генератор — постоянного тока со смешанным возбуждением и самовентиляцией. Ток, вырабатываемый главным генератором, питает тяговые электродвигатели, которые передают вращение через цилиндрическую зубчатую передачу колесным парам тепловоза. Главный генератор используется также для пуска дизеля. При этом он работает в режиме электродвигателя, получая питание от аккумуляторной батареи, расположенной под холодильной установкой.
От вала главного генератора через распределительный редуктор вращение передается: вентилятору холодильника, компрессору, вентилятору охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки, возбудителю и вспомогательному генератору. Вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки приводится во вращение от переднего конца коленчатого вала дизеля. Вспомогательный генератор предназначен для питания электроэнергией цепей управления и освещения, а также вспомогательных агрегатов тепловоза. Возбудитель питает электроэнергией независимую обмотку возбуждения главного генератора.
Холодильник тепловоза состоит из двух водяных и трех масляных радиаторов и осевого вентилятора, приводимого во вращение через фрикционную муфту и конический редуктор.
В средней части тепловоза, под кузовом, расположен топливный бак. На тележках у каждого колеса тепловоза установлены бункера пневматических песочниц. Тепловоз оборудован пневматическим прямодействующим тормозом, пневматическими стеклоочистителями и стеклообогревателями лобовых окон кабин машиниста. По тяговым качествам тепловоз ТУ2 является самым мощным среди мотовозов и тепловозов, эксплуатирующихся на наших железных дорогах с шириной колеи 750 мм. При трогании с места он развивает силу тяги до 8 500 кг (рис. 4 и 5) и обеспечивает движение поезда весом 375 т по подъему 9°10 со скоростью 12 км/ч.
Максимальное значение к. п. д. тепловоза, равное 26%, достигается на 6-й позиции контроллера машиниста при скорости V = 20 км/ч. Наибольший к. п. д., реализуемый на 8-й позиции контроллера, составляет около 25%.
Кривые силы тяги и величина к. п. д. получены в результате паспортных испытаний тепловоза ТУ2, проведенных Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта.
Техническая характеристика тепловоза ТУ2
- Тип С двумя постами управления и электрической передачей
- Род службы Грузовой, пассажирский и маневровый
- Осевая формула 2-0-2
- Число ведущих осей 4
-
- тележек 2
- Мощность силовой установки 200 л. с.
- Конструкционная скорость 50 км/ч
- Вес служебный при полной экипировке 32 000кг
- Давление на рельс от каждой оси 8 000
- Запас топлива 700
-
- масла в системе 120
- воды в системе охлаждения с котлом-подогревателем 185
- песка 200
- Наименьший радиус проходимых кривых 50 м
Габаритные размеры
- Тепловоз вписывается в габарит ОСТ 10167-39
- Наибольшая высота от головки рельса 3 470 мм
- ширина по выступающим частям 2 450
- Длина по буферам ударно-тяговых приборов 10 740
- Расстояние между пятами тележек 5 000
- Колесная база тележки 1 700
- Диаметр колеса но кругу катания <Х>0
- Колея 50
- Наименьшее расстояние от головки рельса до кожуха зубчатой передачи при новом бандаже 100
Дизель
- Марка 1Д12
- Количество 1
- Тип Четырехтактный, бескомпрессориый со струйным распиливанием топлива, без наддува
- Число цилиндров 12
- Расположение цилиндров V-образное, под углом 60′
- Порядок нумерации цилиндров От механизма передачи к маховику дизеля
- Ход поршня:
- левого ряда 180 мм
- правого ряда (с прицепными шатунами) 136,7
- Диаметр цилиндра 150
- Номинальная (длительная) мощность при 1 500 об/мин коленчатого вала 300 л. с.
- Максимальная мощность (в течение 2 ч непрерывной работы) 330 л. с.
- Направление вращения коленчатого вала Против часовой стрелки, если смотреть со стороны генератора
- Максимальное число оборотов в минуту коленчатого вала дизеля на холостом ходу 1 560 об/мин
- Минимальное устойчивое число оборотов в минуту коленчатого вала дизеля на холостом ходу 500 об/мин
- Порядок работы цилиндров 1л-бпр-5л-2пр-Зл-4пр-6л-1пр-2л-5пр-4л-Зпр
- Часовой расход топлива при работе на номинальной мощности не более 60 кг/ч
- Часовой расход масла при работе на номинальной мощности не более 3,6 кг/ч
- Рабочий объем цилиндров 38,8 л
- Степень сжатия 14-15
- Соединение маховика дизеля с генератором Гибкой или пальцево-втулочной муфтой
- Давление сгорания Не более 75 кг 1см?
- Топливо ДЗ, ДП, ДС, ДА (ГОСТ 4749-49), заменитель-дизельное автотракторное марок Л и 3 (ГОСТ 305-42)
- Масло Авиационное марки МК-22 или МС-20 (ГОСТ 1013-49), допускается масло марки МТ-16П (ГОСТ 6360-52)
- Топливоподкачивающий насос Коловратный БНК-12ТК
- Привод к насосу Механический от дизеля
- Топливный фильтр Войлочный
- Давление подачи топлива после топливного фильтра 0,7-0,8 кг/сжа
- Топливный насос высокого давления Двенадцатиплунжерный, блочный
- Угол опережения подачи топлива до в.м.т. в градусах угла поворота коленчатого вала 24-20°
- Отношение числа оборотов кулачкового вала топливного насоса к числу оборотов коленчатого вала 0,5
- Форсунка Закрытая
- Затяжка пружины форсунки 210 кг/см2
- Регулятор Всережимный, центробежный, непосредственного действия с регулируемой степенью неравномерности
- Система смазки Циркуляционная под давлением
- Масляный насос Шестеренчатый, трех секционный
- Привод к насосу Механический от дизеля
- Производительность масляного насоса при давлении 6,5 кг/сж2, температуре масла 90°С и числе оборотов коленчатого вала 1 500 об/мин Не более 3 900 л/ч
- Давление масла в главной магистрали после масляного фильтра 6-9 кг/см2
- Температура масла, входящего в дизель:
- рекомендуемая 60-75°С
- максимально допустимая 80°С
- минимально допустимая 40°С
- Температура масла, выходящего из дизеля:
- рекомендуемая 80-90°С
- максимально допустимая 95"°С
- Охлаждение масла в системе Циркуляционное, в воздушных масляных радиаторах
- Ручной маслопрокачивающий насос Поршневой, двустороннего действия
- Производительность ручного насоса при температуре масла 50-60’С Не менее 2,5 л за 100 полных ходов поршня
- Охлаждение дизеля Водяное, принудительное, по замкнутой системе
- Водяной насос Центробежный с приводом от дизеля
- Привод к насосу Механический
- Охлаждающая вода Пресная, прокипяченная, с добавлением хромпика и соды
- Производительность водяного насоса при числе оборотов валика 2 250 в минуту и противодавлении 0,4 кг/см2 Не менее 450 л/мин
- Температура воды, входящей в дизель:
- нормальная на эксплуатационных режимах 65-75°С
- минимально допустимая 50°С
- Температура воды, выходящей из дизеля, не более 95°С
- Пуск дизеля Электрический от аккумуляторной батареи
- Обозначение сторон дизеля 1 Сторона, к которой присоединен генератор, называется задней, противоположная — передней
Холодильник
- Тип радиаторов для воды и масла Трубчатый, ребристый
- Число радиаторов для воды 2
- >> >> >> масла 3
- Наружная поверхность охлаждения водяных радиаторов 106 м2
- Наружная поверхность охлаждения масляных радиаторов 13,5 м2
- Тип вентилятора Осевой, восьмилопастный
- Число оборотов вентиляторного колеса (при 1 500 сб/мин коленчатого вала дизеля) 1 500 об/мин
Главный генератор
- Тип МПТ-4915-3
- Возбуждение Смешанное (обмотки: независимая, шунтовая и противокомпаундная)
- Номинальное напряжение 450 в
- Ток:
- длительный 434
- часовой 480
- Номинальная мощность при 1 500 об/мин коленчатого вала дизеля 195 кет
-
Возбудитель
- Тип ПН-28,5
- Возбуждение Смешанное
- Номинальная мощность 2 кет
- Напряжение 115 в
- *** Правая и левая стороны определяются со стороны, противвположнсй той, к которой присоединен генератор.
-
Вспомогательный генератор
- Тип ПН-28,5
- Число оборотов (при 1 500 об/мин коленчатого взла дизеля) 2 860 об/мин
- Напряжение номинальное 75 в
- Возбужение Смешанное
- Вентиляция Самопентиляция
- Ток номинальный 23 A
- Мощность 1,7 кет
-
Тяговый электродвигатель
- Тип ДК-806А
- Возбуждение Сериесное
- Вентиляция Независимая
- Ток длительный 200 A
- >> часовой 240 A
- Напряжение 275 в
- Мощность
- номинальная 55 кет
- при часовом режиме….. 62
- Максимальное число оборотов 1 650 об/мин
- Шунтирование поля 40%
- Переход тяговых электродвигателей:
- с полного поля на ослабленное при скорости 27-28 км/ч
- с ослабленного поля на полное при скорости 20-21
- Подвеска Опорно-осевая
- Привод от тягового электродвигателя к осям Посредством одноступенчатой цилиндрической зубчатой передачи (односторонней)
- Передаточное число зубчатой передачи 72113-5,54
- Зуб Коррегированный прямой, модуль 9
Охлаждение тяговых электродвигателей
- Тип вентилятора Центробежный, 0 300 мм
- Число вентиляторов 2
- Напор воздуха для охлаждения тяговых электродвигателей при шестом положении рукоятки контроллера Не менее 10 мм вод. ст.
- Число оборотов вентилятора (при 1 500 об/мин коленчатого вала дизеля) 1 500 об/мин
Аккумуляторная батарея
- Тип 6СТЭН-140М или 6МСТ-140
- Количество аккумуляторных батарей на тепловозе 5
- Напряжение одной аккумуляторной батареи 12 в
- Общее напряжение аккумуляторной батареи 60 в
- Номинальная емкость аккумуляторной батареи (при 20-часовом разряде) 140 а-ч
- Разрядный ток максимальный 420 A
Компрессор
- Тип Э-400
- Производительность при 1 500 об/мин коленчатого вала дизеля 0,7 мх/мин
- Число ступеней 1
- >> цилиндров 2
Электродвигатель топливного насоса
- Тип ПН-2,5
- Мощность 0,2 кет
- Число оборотов 1 740 об/мин
- Напряжение 75 в
Электродвигатель калорифера
- Тип М38
- Мощность 45 вт
- Напряжение 12 в
Пневматический тормоз
- Количество тормозных осей локомотива 4
- Торможение Одностороннее
- Тип тормоза (локомотивного) Прямодействующийи ручной
- Крйн машиниста (локомотивного тормоза) Золотниковый типа 4ВК
- Число тормозных цилиндров 2 (по одному на каждую тележку)
- Кран машиниста Сист. Казанцева
Котел-подогреватель
- Тип Водогрейный, форсуночный
- Теплопроизводительность До 20 000 кал/ч
- Топливо Дизельное
- Расход топлива 6-7 л/ч
- Мощность, потребляемая вспомогательными агрегатами при 1 500 об/мин коленчатого вала дизеля
- Компрессор 8 л. с.
- Вентилятор холодильника 21
- Вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей (два) 2
- Возбудитель и вспомогательный генератор 4
- Всего 35 л. с.
Вес агрегатов, основных узлов и деталей тепловоза ТУ2 в кг
- Дизель 1Д12 1800
- Крышка головки блока 22
- Головка блока 50
- Рубашка цилиндров с гильзами 74
- Блок цилиндров 156
- Нижняя часть картера 88
- Верхняя >> >> 275
- Коленчатый вал 87
- Топливный насос в сборе 34
- Коллектор выпускной 21
- Глушитель 43
- Генератор МПТ-4915-3 1 950
- Якорь генератора 530
- Тяговый электродвигатель ДК-806А 1 035
- Якорь тягового электродвигателя 316
- Вес остова тягового электродвигателя без катушек и полюсов 338
- Возбудитель ПН-28,5 96
- Вспомогательный генератор ГЦ 1-28,5 6
- Аккумулятор (один ящик) 6СТЭ-140 58
- Компрессор Э-400 330
- Котел подогревателя 46
- Распределительный редуктор 120
- Конический редуктор привода вентиляторного колеса 90
- Вентиляторное колесо 26
- Рама тележки 1 843
- Колесная пара с шестерней без букс 900
- Тележка в сборе (с электродвигателями и колесными парами) 8 247
- Рама тепловоза 2 540
- Шестерня большая 153
- Букса в собранном виде 39
- Рессора листовая 58
- Радиатор водяной 115
- >> масляный 35
⇐ | Тепловоз ТУ2 | Дизель 1Д12⇒