Тепловоз ТГМ6А (ТГМ8)

Тепловоз ТГМ6А мощностью 1200 л. с., габаритом 02-Т ГОСТ 9238-73, с гидравлической передачей предназначен для маневровой и вывозной работ на металлургических предприятиях, а также для лёгкой магистральной службы на железных дорогах колеи 1520 и 1435 мм. В двухсекционном исполнении общей мощностью 2400 л. с. тепловоз может обрабатывать составы весом 8-10 тыс. т.

Тепловоз имеет различные модификации, удовлетворяющие специальные требования Покупателя.

На тепловозе применено большое количество серийных узлов и агрегатов, работа которых длительное время проверялась при эксплуатации других типов локомотивов.

Конструкция тепловоза и его охлаждающее устройство обеспечивают устойчивую работу всех агрегатов при температуре наружного воздуха от +40 до -50°С. При поставке в страны с влажным тропическим климатом тепловоз может быть изготовлен с более эффективной системой охлаждения и антикоррозийными покрытиями.

Запас топлива, песка, масла и воды на тепловозе позволяет выполнять маневровую работу без экипировки в течение 7-8 суток.

При работе двухсекционного локомотива управление производится из кабины любой секции.

Компоновка тепловоза обеспечивает свободный доступ к узлам и агрегатам при обслуживании и ремонте.

Расположение оборудования на тепловозе ТГМ6А:

1 — кабина машиниста; 2 — кузов аккумуляторной батареи; 3 — компрессор; 4 — вспомогательный генератор; 5 — масляный фильтр гидропередачи; 6 — установка пожаротушения; 7 — топливоподогреватель; 8 — дизель; 9 — кузов машинного отделения; 10 — теплообменник масла дизеля; 11 — глушитель; 12 — топливный фильтр; 13 — воздухоочиститель; 14 — водяной бак; 15 — вентиляторное колесо; 16 — кузов охлаждающего устройства; 17- гидродинамический привод вентилятора; 18 — водяные секции; 19 — путеочиститель; 20 — рама тепловоза; 21 — осевой редуктор; 22 — маслопрокачивающий агрегат; 23 — карданный привод осевых редукторов; 24 — топливные баки; 25 — муфта привода гидропередачи; 26 — главный воздушный резервуар; 27 — рама тележки; 28 — песочница; 29 — тормозной цилиндр; 30 — воздухораспределитель; 31 -радиостанция; 32 — умывальник; 33 — переговорное устройство; 34 — привод ручного тормоза; 35 — кран машиниста; 36 — шкаф электроаппаратуры; 37 — пульт управления; 38 — скоростемер; 39 — калорифер; 40 -аккумуляторная батарея; 41 — топливоподкачивающий агрегат, 42 — гидропередача; 43 — масляный бак запвсной; 44 — ящик для принадлежностей; 45 — маслоохладитель гидропередачи; 46 — боковые жалюзи; 47 — верхние жалюзи

Всё оборудование тепловоза и кузов установлены на главной сварной раме, которая опирается на две двухосные тележки с центральными шкворнями. Рама опирается на каждую тележку через четыре скользящие опоры с резиновыми амортизаторами и текстолитовыми скользунами.

Силовая установка тепловоза состоит из дизеля и гидропередачи.

Двигатель представляет собой четырёхтактный, восьмицилиндровый, /-образный ди зель с газотурбинным наддувом охлаждением наддувочного воздуха.

Стальной блок цилиндров сухого типа, который одновременно служит остовом дизеля, закрыт снизу сварным поддоном для сбора масла. С обеих сторон поддона предусмотрены горловины с сетками для залива масла в дизель и щупы для замера уровня масла.

Каждый цилиндр оснащён собственной топливной аппаратурой, состоящей из форсунки, топливного насоса и форсуночной трубки.

Коленчатый вал изготовляется из высокопрочного чугуна и имеет четыре шатунных и шесть коренных шеек. Шейки коленчатого вала азотируются, что значительно повышает износоустойчивость и усталостную прочность вала.

В отверстия блока вставлены втулки цилиндров с рубашками. Между поверхностями рубашки и втулки имеется полость для циркуляции охлаждающей воды.

На переднем торце дизеля установлены турбокомпрессор, охладитель воздуха, привод насосов, насос масла, два насоса воды, насос подачи топлива, а также вал отбора мощности.

На заднем торце дизеля расположены привод распределительного вала, привод механизма уравновешивания и валоповоротный механизм.

На дизеле применено дистанционное управление частотой вращения с помощью электро-пневматического сервомотора с рычажной системой, которая воздействует на всережимную пружину регулятора. Пуск дизеля осуществляется электростартером.

Водяная система дизеля состоит из холодного и горячего контуров. Холодный контур используется для охлаждения наддувочного воздуха и масла, поступающего в дизель, горячий контур — для охлаждения дизеля и турбокомпрессора.

Для обеспечения безаварийной работы дизеля предусмотрены аппараты и приборы защиты:

— для экстренной остановки дизеля и предотвращения повышения коленчатого вала выше допустимой нормы имеется предельный выключатель;

— для быстрого сброса нагрузки и остановки дизеля при падении давления масла в масляной системе, а также блокировки пуска дизеля служит реле давления масла;

— для замера разрежения в картере и подачи сигнала в электрическую схему тепловоза на остановку дизеля в случае повышения давления выше заданного предела имеется дифференциальный манометр.

Гидропередача предназначена для снятия крутящего момента с коленчатого вала дизеля и передачи его через карданные валы и осевые редукторы на колёсные пары тепловоза.

На тепловозах ТГМ6А применена унифицированная многоциркуляционная гидродинамическая передача, которая широко используется на магистральных и маневровых тепловозах Советского Союза.

Гидропередача состоит из трёх частей: гидравлической, механической и системы автоматики.

Гидравлическую часть образуют три гидроаппарата — два гидротрансформатора и одна гидромуфта. Насосные колёса гидроаппаратов получают вращение от приводного вала через повышающую передачу. Дальнейшая связь аппаратов с механической частью осуществляется с помощью рабочей жидкости, передающей свою кинетическую энергию турбинным колёсам. Колёса жёстко связаны с шестернями первой и второй ступеней, причём шестерня второй ступени расположена на одном валу с турбинными колёсами второго гидротрансформатора и гидромуфты. Включение гидроаппаратов производится поочерёдным наполнением их рабочей жидкостью, а отключение -сливом.

Схема гидродинамического привода вентилятора и автоматики охлаждающего устройства тепловоза ТГМ6А:

I — воздух; II — вода основного контура; III — вода дополнительного контура; IV — воздух из магистрали; V —

термореле ТР-4ПР 1 — дизель; 2 — муфта; 3 — цилиндрические косозубые шестерни; 4 — гидромуфта; 5 -карданный вал; 6 — конические шестерни; 7 — вентиляторное колесо; в -‘насос дизеля; 9 — электропневматиче-ский вентиль; 10 — золотник наполнения гидромуфты вентилятора; 11 14 — электропневматический вентиль управления жалюзи; 12, 13 16 — воздушный цилиндр привода жалюзи; 15 — клапан

Схема водяной системы тепловоза ТГМ6А:

—> потоки при работе дизеля; —> потоки при програве от внешнего источника;

1, 42, 43 — краники; 2 — обограватели пола кабины машиниста; 3 — калорифер; 4 5 в, 9, 11 24 26, 26, 35, 36, 40, 41 — вентили; 6 10, 23, 29 — соединительные головки; 7 — топливоподогреватель; 12 32 — дистанционные термометры; 13 34, 38 — грибки под ртутные термометры; 14 33 — грибки для периодического замера давления воды; 15 — водяной бак; 16 — стекло водомерное; 17- реле уровня РУС; 18 — заливная горловина; 19- водяной насос главного контура; 20, 21, 31 — датчики ТР-4ПР; 22 — секции холодильника главного контура;25- маслоохладитель гидропередачи; 27- водяной нвсос вспомогательного контура, 30 — секции холодильника вспомогателного контура; 37 — холодильник наддувочного воздуха; 39 -теплообменник масла

В механическую часть гидропередачи входят повышающая передача, передача первой ступени, передача второй ступени, реверс-режимная передача и раздаточный вал. Ревер сирование и включение рабочих режимов осуществляется с помощью шестерён реверс-режимного и раздаточного валов при включении соответствующей муфты. Муфты включа ются с помощью воздушных цилиндров через систему рычагов.

Гидравлическая и механическая части располагаются в общем корпусе.

Схема масляной системы тепловоза ТГМ6А:

1 — центробежный фильтр; 2 — вентиль отключения центрифуги; 3 — дизель; 4 — шуп замера уровня масла; 5 — грибки замера давления; 6 — дистанционный термометр; 7 — датчик реле (дизель не прогрет); 8 — датчик реле (превышение температуры масла); 9 — редукционный клапан; Ю — рале давления масла; 11 — датчик дистанционного манометра; 12 — дистанционный манометр; 13 — грибок переносного ртутного термометра, 14 — гидромуфта; 15 — вентиль отбора проб масла: 16 — невозвратный клапан; 17 — маслолрокачивающий агрегат; 18 — предохранительный клапан; 19 -масляный насос; 20 — фильтр грубой очистки масла; 21, 22, 23, 24, 25 — вентили; 26 — заглушка; 27- заправочная горловина; 28 — теплообменник масла; 29 — вентиль

Система автоматики осуществляет управление наполнением и сливом гидроаппаратов по принципу двух импульсов. Первый импульс подаётся от контроллера машиниста, второй — от тахогенератора при переходе тепловоза на очередную ступень скорости. Команда с помощью электрической схемы подаётся к исполнительным гидравлическим механизмам.

Электрическая схема системы автоматики устанавливает момент переключения гидроаппаратов в зависимости от соотношения между скоростью движения тепловоза и частотой вращения дизеля. Питание гидроаппаратов рабочей жидкостью и смазка подшипников и шестерён гидропередачи осуществляются центробежным насосом.

Подача масла в систему смазки при движении тепловоза с неработающим дизелем производится специальным шестеренчатым насосом.

От дизеля вращающий момент к гидропередаче подаётся через упругую муфту. Муфта состоит из двух наружных барабанов, один из которых соединяется с фланцем гидропередачи, другой — с фланцем дизеля, и двух внутренних барабанов, соединённых валом. Наружные и внутренние барабаны между собой соединены через резиновые пальцы, благодаря чему обеспечивается низкий уровень динамических нагрузок в валопроводе дизель-муфта-гидропе-редача.

Система охлаждения тепловоза предназначена для поддержания температур воды и масла дизеля, а также масла гидропередачи, в пределах, обеспечивающих экономичную и надёжную работу силовой установки независимо от режима нагрузки и температуры окружающего воздуха. Система состоит из охлаждающих секций с коллекторами, вентилятора с гидродинамическим приводом, боковых и верхних жалюзи с пневматическим и ручным приводом, маслоохладителя гидропередачи, теплообменника масла дизеля, охладителя надду вочного воздуха, а также системы трубопроводов.

Охлаждение выполняется по двухконтурной схеме: основной контур ис 14 секций — охлаж дение воды дизеля и масла гидропередачи, дополнительный контур из 8 секций — охлаждение наддувочного воздуха и масла дизеля. Температура охлаждающей воды обоих кон-

Схема топливной системы тепловоза ТГМ6А

1 — топливоподкачивающий агрегат; 2 — клапан перепускной на 2,5 ати; 3, 14 — обратный клапан; 4 — фильтр грубой очистки топлива; 5 — топливоподогреватель; 6 — подпорный клапан; 7 — дизель; в — вентиль штуцерный для стравливания воздуха; 9 — фильтр тонкой очистки топлива; 10 — демпфер; 11 — датчик давления; 12 — манометр; 13 -топливный насос; 15 -отвод загрязнённого топлива и масла; 16 -горловина запревочная; 17- труба вентиляционная; 18 — труба топливомера; 19 — баки топливные; 20 — отвод топлива, просачивающегося из форсунок туров регулируется автоматически. Вода в секциях охлаждается воздухом, засасываемым осевым вентилятором через жалюзи и свободное пространство между трубками секций. Вода дизеля, проходя через маслоохладитель, охлаждает в свою очередь масло гидропередачи. Для привода вентилятора применён гидродинамический редуктор. Благодаря изменению числа оборотов вентиляторного колеса, система охлаждения обеспечивает поддержание необходимой температуры охлаждающей воды дизеля при экономичном расходовании мощности на привод.

Кузов тепловоза капотного типа защищает расположенные в нём узлы и агрегаты от попадания пыли и атмосферных осадков. Кузов состоит из кабины машиниста, кузова машинного отделения и приваренных к раме тепловоза аккумуляторной и холодильной камер.

Кузов машинного отделения оборудован удобными дверями и съёмной крышей над дизелем и гидропередачей. Для выемки отдельных агрегатов в крыше предусмотрены люки. Кузов аккумуляторного помещения также имеет съёмную крышку и люк.

Кабина машиниста устанавливается на раме на резиновых прокладках и крепится к раме болтами. С аккумуляторной камерой она также соединяется через резиновые прокладки. Эти прокладки, а также шумопоглощающее покрытие значительно улучшают звукоизоляцию кабины.

В кабине расположен стационарный пульт машиниста, с которого ведётся управление тепловозом и наблюдение за контрольными приборами, переносной пульт для управления тепловозом с места помощника машиниста, шкаф электроаппаратуры, шкаф для продуктов, радиостанция, ручной тормоз, система бдительности.

Нормальная температура в зимнее время поддерживается в кабине с помощью калорифера и обогревателя пола. Удобные мягкие сиденья для машиниста и его помощника регулируются по высоте и перемещаются в горизонтальной плоскости.

Искусственное освещение кабины осуществляется двумя светильниками, расположенными на потолке. Для вентиляции кабины имеются поворотные вентиляторы, которые в зимнее время используются для предохранения стёкол кабины от обмерзания Кабина оборудована двумя входными дверями с замками.

Сварная рама тепловоза изготовляется из профильного и листового материала. В середине рамы проходят две продольные хребтовые балки двутаврового сечения, усиленные сверху

Пульт управления тепловоза ТГМ6А

и снизу стальными поясами. По концам балок при помощи заклёпок крепятся литые стяжные ящики. По бокам раму опоясывают обносные швеллеры, которые скрепляются с хребтовыми балками поперечными приварными кронштейнами. Сверху рама обшивается настильным листом. Внутри рамы установлены кондуиты (трубы) для электрических проводов. Снизу к раме привариваются два шкворня, передающие силу тяги от тележек к раме. Вокруг каждого шкворня в литых кронштейнах закреплены скользящие стальные опоры для передачи вертикальных нагрузок. На каждом кронштейне имеются рифленые площадки для подъёма тепловоза домкратами.

В стяжных ящиках рамы установлены фрикционные аппараты автосцепок, снизу к раме крепятся болтами путеочистители. По желанию Покупателя вместо автосцепок могут быть установлены тяговые крюки с винтовыми стяжками и буфера.

Снизу к раме крепятся четыре главных воздушных резервуара и два топливных бака. Над тележками в раме расположены четыре бункера для хранения песка.

Тележка тепловоза — челюстного типа. Сварная рама тележки состоит из двух боковин, соединённых между собой одной из шкворневых и двумя концевыми балками. На оси каждой колёсной пары размещен двухступенчатый осевой редуктор и две малогабаритные буксы на роликоподшипниках. Для уменьшения боковых сил при набегании колеса на рельсы буксы имеют пружинные осевые упоры.

Рессорное подвешивание — одноступенчатое, сблансированного типа.

Тормозная система. Тепловоз оборудован пневматическим прямодействующим автоматическим тормозом с воздухораспределителем и краном машиниста, а также механическим ручным тормозом. Автоматический тормоз действует на все четыре оси тепловоза, а ручной -только на две оси задней тележки. Рычажная передача тормоза обеспечивает равномерное нажатие тормозных колодок на колёса.

Питание тормозной системы осуществляется от компрессора ПК-35М.

Привод компрессора на тепловозе осуществляется от дизеля через гидродинамический

Тележка тепловоза ТГМ6А

редуктор и упругую муфту втулочно-пальцевого типа.

Применение гидромуфты переменного наполнения позволяет поддерживать номинальные обороты компрессора в диапазоне частоты вращения дизеля от 500 до 1000 об/мин, а также останавливать компрессор при холостом ходе.

Вместо компрессора ПК-35М производительностью 3,5 м3/мин может быть применён компрессор ПК-5,25 производительностью 5,25 м3/мин.

Электрооборудование. Электрическое оборудование тепловоза предназначено для запуска дизеля, управления агрегатами и узлами тепловоза, привода вспомогательных механизмов, питания цепей освещения и сигнализации и т. д.

В электрооборудование входят электрические машины и аппараты, аккумуляторная батарея и контрольно-измерительные приборы.

Основная часть электрооборудования расположена внутри тепловоза (в кабине машиниста, кузове машинного отделения и аккумуляторном помещении) и надёжно защищена от пыли, влаги и механических повреждений. Электрические аппараты смонтированы в шкафу, расположенном в кабине машиниста. В кабине также расположен пульт управления с контрольно-измерительными приборами, радиостанция и другое оборудование. Аккумуляторная батарея, предназначенная для запуска дизеля, освещения и питания радиостанции при неработающем дизеле, расположена в два ряда в аккумуляторном помещении. Для питания цепей управления и освещения, а также зарядки аккумуляторной батареи при работающем дизеле, на тепловозе установлен вспомогательный генератор КГ-12,5 мощностью 5 кВт, который устанавливается в машинном отделении. Там же распложены электродвигатели топливо- и маслоподкачивающего агрегатов, аппараты управления гидропередачей и дизелем, электрооборудование котла обогрева, температурные реле, датчики контрольноизмерительных приборов и др.

Всё оборудование на тепловозе имеет удобный доступ для обслуживания. Напряжение в цепях управления и освещения — 75В.

По желанию Покупателя на тепловозе может быть установлен генератор для освещения вагонов.

Электрические кабели и провода проложены в кондуитах и металлорукавах и надёжно защищены от механических повреждений и попадания на них масла и влаги.

Освещение. Кабина машиниста, дизельное помещение, помещение аккумуляторной батареи освещаются лампами в плафонах. Для осмотра ходовой части такие же плафоны установлены снаружи под рамой тепловоза. Спереди и сзади тепловоза в верхней лобовой части установлены прожекторы, а в буферных брусах по два фонаря с белыми и красными стёклами.

На тепловозе имеется переносная лампа, для которой размещено достаточное количество розеток.

Включение и выключение освещения производится из кабины машиниста. Цепи освещения защищены предохранителями и автоматическими выключателями.

Прочее оборудование. Тепловоз оборудован установкой пожаротушения воздухопенного типа (объём резервуара 100 л) с автоматической сигнализацией, ручными углекислотными огнетушителями, радиостанцией, скоростемером, стеклоочистителями окон кабины машиниста, зеркалами обзора состава, санитарно-бытовыми устройствами, приводом расцепки автосцепки из кабины машиниста и другим оборудованием.

По требованию Покупателя для работы в горячих цехах металлургических предприятий тепловозы ТГМ6А могут быть оборудованы тепловой защитой кабины, кузова и топливных баков, а для работы в карьерах — специальным воздухопроводом для опрокидывания самораз-гружающихся вагонов и другими специальными устройствами.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕПЛОВОЗА ТГМ6А

Род службы……………………………… маневровый

Осевая формула…………………………. Во-Во

Колея, мм……………………………….. 1520, 1435

Габарит по ГОСТ 9238-73…………………. 02 Т

Мощность, л.с…………………………….. 1200

Конструкционная скорость, км/ч:

при поездном режиме…………………. 80

при маневровом режиме……………….. 40

при транспортировке в составе поезда с отсоединёнными карданами………………. не выше 90

Служебный вес, тс……………………….. 90 ±3%

Нагрузка от оси на рельсы, тс……………… 22,5 ±3%

Расчётная сила тяги при трогании с места, т:

при поездном режиме…………………. 25,4

при меневровом режиме (при коэффициенте сцелления=0.33)………………………. 29,7

Расчётная длительная сила тяги, тс:

при маневровом режиме (V—5 км/ч)……… 25,5

при поездном режиме (V-14 км/ч)………. 15

Тип передачи…………………………….. гидравлическая

Число ведущих осей………………………. 4

Тип экипажной части……………………… тележечный

Количество тележек………………………. 2

Тип тележек…………………………….. двухосная

Колёса………………………………….. цельнокатаные

Минимальный радиус проходимых кривых, м…. 50

Диаметр колеса по кругу катания, мм……….. 1050

Тип букс………………………………… на роликовых подшипниках

Количество топливных баков………………. 2

Запас топлива, л…………………………. 5400

Ёмкость масляной системы, л:

дизеля………………………………. 280

гидропередачи……………………….. 290

Ёмкость водяной системы, л……………….. 550

Запас песка, кг…………………………… 1100

Основные габариты, мм:

длина тепловоза (секции) по осям автосцепок…………………………………. 14300

наибольшая высота от головки рельсов….. 4550

ширина по выступающим частям………… 3080

расстояние между шкворнями…………… 8000

база тележки………………………… 2100

база тепловоза……………………….. 10100

Дизель

Марка…………………………………… ЗА-6Д49

Условное обозначение по ГОСТ 3493-74…….. 8ЧН 26/26

Тип…………………………………….. У-образный, четырёхтактный, с неразделённой камерой сгорания, с наддувом и охлаждением наддувочного воздуха

Диаметр цилиндра, мм…………………….. 260

Ход поршня, мм………………………….. 260

Номинальная мощность при 1000 об/мин и нормальных атмосферных условиях, лс…………. 1200

Минимальная скорость вращения коленчатого вала на холостом ходу, об/мин…………….. 400+20

Система запуска…………………………. электрическая (электростартер)

Удельный расход топлива, г/э.л.с.ч………….. 150+5%

Система охлаждения……………………… водяная двухконтурная, прину дительная, замкнутая

Г идропередача

Марка…………………………………… УГП750-1200

Количество гидроаппаратов………………… два гидротрансформатора и од на гидромуфта

Передаваемая мощность, л.с……………….. 1200

Переключение ступеней скорости…………… автоматическое, гидравличе ским способом

Г енератор

Марка…………………………………… КГ-12,5

Номинальная мощность, кВт……………….. 5

Наминальный ток, А………………………. 66,6

Номинальное напряжение, В……………….. 75

Изоляция обмотки полюсов………………… кремнийорганическая, влагостойкая

Изоляция обмоток якоря…………………… кремнийорганическая, влагостойкая

Теплообменник воды дизеля

Тип охлаждающего устройства……………… водовоздушный холодильник, с водомасляным теплообменни ком

Число секций для охлаждения воды дизеля:

основного контура………………………… 13

дополнительного контура………………….. 9

Диаметр вентиляторного колеса, мм………… 1400

Число лопастей………………………….. 8

Привод вентилятора………………………. гидравлический

Частота вращения вентилятора на расчётном режиме, об/мин…………………………….. 1350

Аккумуляторная батарея

Марка…………………………………… 32ТН-450

Тип батареи……………………………… свинцовая, кислотная

Число элементов…………………………. 32

Общее напряжение, В…………………….. 64

Общая ёмкость батареи при 10-часовом разряде,

Ач……………………………………… 450

Компрессор

Марка…………………………………… ПК-35М ПК-5,25

Тип…………………………………….. У-образный У-образный поршневой поршневой, с двухцилиндро- тремя цилинвый, с проме- драми низкого жуточным давления и охлаждением тремя цилин драми высокого давления

Число ступеней сжатия……………………. 2 2

Диаметр цилиндра I ступени, мм……………. 190 140

Диаметр цилиндра II ступени, мм……………. 110 80

Ход поршня, мм………………………….. 110 98

Рабочее давление, ати……………………. 7.5±0,2 8,5’0,2

Производительность компрессора, м3/ч………. 3,5 5,25

Привод компрессора………………………. гидродинамический

Тормозное устройство

Тип тормоза……………………………… колодочный, с односторонним нажатием тормозных колодок

Способ приведения в действие тормоза……… воздушный и ручной

Род действия воздушного тормоза………….. автоматический, прямодейству ющий

Род действия ручного тормоза……………… механический

Число тормозных осей воздушного тормоза….. 4

Число тормозных осей ручного тормоза……… 2

Количество главных резервуаров в секции…… 4

Тепловоз ТЭМ2 (ТЭМ2С, ТЭМ2Т, ТЭМ2ТК) | Советские тепловозы и оборудование | Тепловозы ТГМ4А и ТГМ4

Добавить комментарий