Ремонт электронной аппаратуры э. п. с

Общие сведения. Техническое обслуживание и ремонт электронного оборудования предусматривают комплекс профилактических работ по предотвращению отказов, работ по контролю его технического состояния, регулировке, настройке и текущему ремонту, обеспечивающему восстановление работоспособности или исправности электронного оборудования.

Обслуживание электронного оборудования в депо должно производиться в специализированном цехе (или мастерской) высококвалифицированными бригадами. Помещение для ремонта электронного оборудования должно отвечать требованиям к помещениям по ремонту контрольно-измерительных приборов и устройств автоматики. Оно должно быть изолировано от пыльных цехов и химических лабораторий, иметь относительную влажность воздуха не более 60—80 % и освещенность не ниже 100 лк. Кроме того, цех должен иметь автоматизированную систему технической диагностики (АСТД) для проверки исправности и прогнозирования работоспособности электронного оборудования. Поступающие в нее от проверяемых приборов сигналы сравниваются с записанными иа магнитную ленту системы стандартными сигналами. В случае выявления расхождений в них АСТД осуществляет автоматизированный поиск неисправного блока или элемента.. Выявленный неисправный блок (элемент) заменяют новым из переходного запаса, который периодически должен укомплектовываться.

Цех должен располагать стационарными стендами для проверки и настройки отдельных кассет и блоков в целом, а также необходимыми переносными приборами (осциллографами, тестерами, мегаомметрами и др.)

Рис. 5.34. Схема проверки функционального преобразователя

Ремонт и настройка блока управления реостатным торможением (БУРТ-655) электровоза ВЛ80Т. Блок стабилитронов проверяют, убеждаются в соответствии опорного напряжения установленному значению. Каждое плечо блока из восьми последовательно соединенных стабилитронов должно иметь опорное напряжение 22,5±0,2 В. В случае отклонения измеренного напряжения от установленного осуществляют подбор стабилитронов.

Блок питания, функциональный преобразователь, генератор пилообразного напряжения, решающее устройство и блок сравнения проверяют поочередно совместно с БУРТ и контроллером машиниста. Проверку проводят в соответствии с технологическими картами.

На БУРТ подают напряжение питания переменного тока 380 В и постоянного 50 В.

Рис. 5.35. Принципиальная схема проверки решающего устройства

При проверке блока питания БП рукоятку контроллера устанавливают в положение «Автоматическое торможение», с помощью вольтметра Э59 со шкалой 7,5—100 В измеряют напряжение на отпайках трансформатора блока и сверяют с установленными значениями. При их несоответствии изменяют места присоединения отпаек.

Генератор пилообразного напряжения проверяют при том же положении рукоятки контроллера. Подают напряжение на БУРТ и с помощью магнитоэлектрического вольтметра контролируют напряжение на выходе генератора. Оноідолжно быть 20,5±0,2 В. В противном случае его регулируют перемещением движка переменного резистора.

Функциональный преобразователь ФП подключают к БУРТ через удлинитель. Принципиальная схема проверки поясняется рис. 5.34. Движок переменного резистора R сопротивлением 560 Ом должен находиться в положении наибольшего сопротивления. Этим резистором устанавливают требуемое значение тока, контролируемое амперметром переменного тока А со шкалой 0,5—2А. Напряжение на выводах ФП измеряют вольтметром V магнитоэлектрической системы с пределами измерения 15—17 В при токах 160, 300, 480 и 880 А. При этом напряжения на выходе генератора должны быть соответственно 14,7; 23; 29,7 и 37 В.

При несоответствии измеренных напряжений приведенным значениям преобразователь регулируют с помощью установленных в нем резисторов R7, R9, /?10 и /?11. После настройки движки резисторов закрепляют, а их положения отмечают краской.

Решающее устройство РУ испытывают по схеме рис. 5.35. Подводят питание к БУРТ, устанавливают рукоятку контроллера в положение «Ручное управление». Подают от генератора Г1 на зажимы 23 и 24 постоянный ток напряжением 15В, а от генератора Г2 — на зажимы 128 и 129 напряжением 39—40 В. При этом на зажимах 128 и 152 напряжение, измеряемое вольтметром V3, должно быть в преде лах 19—24 В. Затем, контролируя по вольтметрам VI и У2, уменьшают вдвое подводимое от генераторов Г1 и Г2 напряжение. При этом показание вольтметра УЗ также должно уменьшаться вдвое. Перекладывают провод вольтметра УЗ с зажима 152 на зажим 153, регулируют с помощью резистора Р23, установленного в кассете РУ, напряжение между зажимами 152 и 153 до значения 7 В и закрепляют движок. Затем переводят рукоятку контроллера в положение «Автоматическое торможение», ставят переключатель тормозной силы в положение 5-104 Н (5 тс) и вращением резистора /?25 в кассете РУ устанавливают на зажимах 152 и 153 напряжение на 3 В больше выходного напряжения. В этом положении движок закрепляют.

Блок сравнения БС, фазорегулятор ФР и усилитель импульсов УИ проверяют на том же стенде в соответствии с предусмотренной для них технологией испытаний. Критерий исправности у них общий — это соответствие выходных напряжений установленным значениям. Общий у них и принцип настройки — подгонка выходных напряжений под номинальные значения с помощью установленных на них регулировочных резисторов.

Следует иметь в виду, что отклонение от нормы выходных параметров какого-либо блока приводит к нарушению нормальной работы других блоков БУРТ. Так, нелинейность выходного напряжения генератора пилообразного напряжения приведет к тому, что напряжение на выходе решающего устройства будет изменяться непропорционально напряжению функционального преобразователя. Если у генератора пилообразного напряжения будет меняться амплитуда напряжения, то напряжение на выходе решающего устройства может достигнуть максимального значения при напряжении на функциональном преобразователе меньшем или большем, чем положенные 39 В, а этого быть не должно. Поэтому после проверки и регулировки отдельных блоков обязательно проводят проверку и настройку полностью укомплектованного БУРТ-655.

Рис. 5.36. Схема проверки измерительного блока БИ-656

Если его выходные параметры во всех возможных режимах соответствуют установленным нормам, то все движки регулируемых резисторов закрепляют, отмечают краской их положение, проверяют крепление проводов, состояние заземляющих шин, исправность плавких предохранителей, надежность крепления кожухов, наличие пломб на замках кассет. Эксплуатация блок# со снятыми задними кожухами не допускается.

Блок измерительный БИ-656 перед ревизией обдувают сжатым воздухом давлением 200—300 кПа (2—3 кгс/см2) и проверяют исправность монтажных деталей, состояние гетинаксовой панели и кожуха, надежность крепления внешнего монтажа к рейке зажимов.

Поочередно подают на выводы 51—52 и 53—54 (рис. 5.36) питание от источника переменного тока напряжением 10 В. Напряжение на выводах 25—26 должно быть в пределах 7—9 В. При подведении того же напряжения к зажимам /—2 напряжение на выводах 55—56 должно быть 6—9 В. Работа блока со снятым или неза-земленным кожухом не допускается.

Настройка БУРТ на электровозе производится с использованием приборов пульта управления машиниста при движении электровоза. Кассеты устанавливают в кабине машиниста и соединяют с блоком автоматики с помощью штепсельного удлинителя.

Регулировкой соответствующих резисторов добиваются, чтобы:

при неподвижном локомотиве ток возбуждения был равен 1100±25 А;

при скорости движения 60—70 км/ч и максимальной тормозной силе при ручном торможении ток якоря тяговых двигателей был в пределах 950±20 А;

при скорости 40 км/ч и положении тормозной рукоятки «ПТ» ток якоря был равен 430 ±15 А;

при скорости 40 км/ч, установленном в положение «30 тс» переключателе БЗТ, включенном «Автоматическом торможении» и перемещении тормозной рукоятки по часовой стрелке до упора ток в якоре двигателя должен быть 750 ± 15 А;

при скорости движения по спуску, превышающей заданную, ток возбуждения увеличивался, а при снижении ее ниже заданной ток возбуждения был бы равен нулю;

при переходе в режим реостатного торможения при скорости 70—80 км/ч, не возникали колебания тока якоря и тока возбуждения.

В случае отказа в системе регулирования проверяют соответствие напряжений заданным значениям в контрольных точках блоков. Неисправный блок заменяют.

Ремонт узлов блока управления выпрямительно-инверторным преобразователем (БУВИП) электровоза ВЛ80Р.

Блоки системы формирования импульсов (СФИ) каждого плеча силовых тиристоров выпрямительной установки состоят из одного блока предварительного каскада (ПК) и двух-трех блоков входных каскадов (ВК).

Отказы блоков ПК и ВК в эксплуатации возникают при пробоях отдельных тиристоров, стабилитронов, вит-ковых замыканий в трансформаторах, а также отдельных неисправностей механического характера.

При повышении напряжения источника питания СФИ с 50 до 65—70 В могут выйти из строя одновременно несколько блоков, поэтому напряжение источников питания СФИ необходимо контролировать по вольтметру, установленному на пульте помощника машиниста.

Все перечисленные неисправности обычно сопровождаются перегоранием установленных в этих блоках предохранителей резисторов ПЭВЗ и МЛТ2 и оплавлением соединительного монтажа. Неисправный блок выявляют по сигнальной лампе, устанавливаемой на его передней панели, которая загорает ся при перегорании предохранителя данного блока.

Конструкция СФИ позволяет заменять неисправный блок за несколько минут. Снятые неисправные блоки передают в специализированный цех для ремонта.

Для выявления вышедших из строя элементов тестером измеряют сопротивление между контрольными точками блоков. Близкое к нулю сопротивление укажет на пробой установленного между данными контрольными точками элемента. Перед установкой в блок новые элементы, особенно транзисторы, должны быть проверены. Транзистор исправен, если при подключении тестера к цепи коллектор — эмиттер стрелка прибора не будет отклоняться.

Выявляют и устраняют возможные обрывы проводов (особенно в контактных разъемах), после чего блок помещают на стенд для проверки его соответствия нормам контролируемых параметров. По результатам проверки выявляют и заменяют поврежденные элементы и элементы с несоответствующими параметрами.

Исправность импульсных трансформаторов блока БИТ проверяют по форме выходного импульса с помощью осциллографа.

В эксплуатации имеют место случаи перегорания в блоках КП предохранителей ПР2, которые не вызываются отказами элементов этого блока. В депо Боготол предохранители ПР2 в этих блоках заменяют предохранителями НЭВЗ на 10 А, что значительно снизило число отказов. Учитывая, что эти предохранители имеют достаточный разброс по значению сопротивления, целесообразно один раз в 3—4 мес проводить контроль их сопротивления с применением измерительного моста постоянного тока РЗЗЗ и отбирать для установки в блоки КП предохранители, сопротивление которых находится в пределах 0,016— 0,022 Ом.

Панель питания ПП-125 блока БУВИП-100 электровоза ВЛ80Р продувают сжатым воздухом под давлением не более 100 кПа (1 кгс/см2), осматривают, проверяют надежность затяжки винтов, ослабшие подтягивают.

Проверяют надежность крепления всех элементов на платах и плат на панели, состояние монтажа и изоляции проводов. Провода, имеющие трещины, следы чрезмерного нагрева, поврежденные -токопроводящие жилы или потерявшие эластичность, заменяют.

На специальном стенде с помощью осциллографа С1-68 и электронного вольтметра В720 проверяют значения выходных напряжений источников питания в соответствии с картой настройки панели питания ПП-125.

В карте настройки этой панели даны контрольные точки с указанием кассет, в которых они расположены, род напряжения в этих точках, номинальные значения нрДряжения в них и допускаемые отклонения этих значений от номинальных.

При отклонении получаемых напряжений от паспортных значений проводят их регулировку путем закорачивания регулировочных диодов (если напряжения в контрольных точках выше паспортных значений) или снятием закороток с регулировочных диодов (если напряжения в контрольных точках ниже паспортных значений). Если таким путем устранить несоответствие напряжений паспорным значениям не удается, то необходимо отыскать неисправность в цепи источника и ликвидировать ее.

При соответствии измеренных напряжений данным карты настройки панель считается исправной.

Аналогично ремонтируют и регулируют панель питания ПП-290 блока БУВИП-113.

Феррорезонансный стабилизатор С-075 проверяют, убеждаются в отсутствии следов подгара, перебросов, вздутостей конденсаторов, контролируют целостность их вводов. Мелкие неисправности устраняют. Стабилизаторы с вздутыми конденсаторами заменяют. Мегаомметром измеряют сопротивление изоляции первичной и вторичной цепей стабилизатора относительно корпуса. Если оно окажется менее 100 МОм, то стабилизатор разбирают и ремонтируют. Испытывают стабилизатор на специальном стенде (рис. 5. 37).

Рис. 5.37. Схема проверки феррорезонансного стабилизатора

Выходные провода автотрансформатора Тр присоединяют к зажимам 1 и 5 стабилизатора, а к зажимам 6 и 7 — вольтметр V2 и лампу накаливания мощностью 500 Вт, имитирующую нагрузку. Контролируя по вольтметру VI, устанавливают на выходе автотрансформатора напряжение 220 В, при этом выходное напряжение стабилизатора, контролируемое по вольтметру V2, должно находиться в пределах (220±2,5 %) В. Если отклонение напряжения превышает допустимое значение, то напряжение на выходе регулируют поочередным подключением свободных секций обмотки да.

Проверяют нестабильность выходного напряжения, для чего с помощью автотрансформатора изменяют подводимое к стабилизатору напряжение от 185 до 235 В. Напряжение на выходе стабилизатора при этом не должно изменяться более чем на 1 %. Повышенные отклонения могут возникнуть в случаях утечки тока на конденсаторе или межвиткового замыкания в любой из обмоток стабилизатора. При испытании стабилизатор должен быть закрыт защитным кожухом, так как напряжение на конденсаторе С может достигать 0,5 кВ.

Автотрансформатор АТ-1 проверяют и ремонтируют так же, как и ферромагнитный синхронизатор. Отличие состоит в том, что при недопустимом отклонении выходного напряжения его регулируют не подбором секций вторичной обмотки, а заменой катушек автотрансформатора.

Осматривают датчики аппаратуры управления. Датчики угла коммутации проверяют, убеждаются в целостности

Рис. 5.38. Принципиальная электрическая схема проверки датчика ДТ-020 (а) и график зависимости напряжения датчика от тока (б)

их цепей, отсутствии витковых замыканий и замыканий катушек на землю. Для проверки выводы четырех датчиков подключают к специальному прибору.

При исправных датчиках четыре сигнальные лампы прибора горят с одинаковым накалом. При неисправном датчике соответствующая лампа не загорается. При межвитковом замыкании накал соответствующей лампы уменьшится, а в случае пробоя загорится пятая лампа. Место неисправности отыскивают, пользуясь таблицей монтажных проводов.

Датчики тока якоря ДТ-020 представляют собой трансформаторы постоянного тока. У них проверяют состояние изоляции катушек и боковин,

Рис. 5.39. Схема проверки блока БИ-940

качество электрического монтажа и надежность крепления элементов. Для проверки зависимости напряжения на выходе датчика от тока первичной обмотки датчик устанавливают на стенд (рис. 5.38, а). Выход датчика подключают на нагрузку #„=100 Ом, с помощью регулятора напряжения PH изменяют ток в первичной обмотке датчика от 0 до 900 А, фиксируют значения тока и напряжения по амперметру А и вольтметру V для ряда точек и сверяют полученные данные с графиком зависимости выходного напряжения датчика от тока, представленным на рис. 5.38, б. При несоответствии измеренных значений данным графика датчик бракуют.

Блок БИ-940 освобождают от защитного кожуха и продувают сжатым воздухом под давлением 150—200 кПа (1,5—2,0 кгс/см2). Проверяют целостность предохранителя и исправность электрического монтажа. Исправность блока БИ-940 контролируют на стенде по схеме, представленной на рис. 5.39. К зажимам 11 и 12 подводят переменный ток напряжением 50 В, контролируя его значение по вольтметру V1. Затем поочередно включая тумблеры В1 — В4, замеряют вольтметром У2 напряжение на зажимах 23 и 24. У исправного блока оно должно быть 11,5+1 В. В противном случае выявляют и устраняют имеющуюся в нем неисправность.

Ремонт вспомогательной аппаратуры | Ремонт электропод-вижного состава | Ремонт электрической проводки

Добавить комментарий