Резисторы

Неисправностями резисторов с элементами типа КФ и ленточных могут быть: трещины в спиралях и лентах, распайка и ослабление выводов и перемычек, уменьшение расстояния между витками элемента ленточного резистора. У панелей резисторов с элементами типов СР, ПЭВ и ПЭВР наблюдаются пережог и обрыв проволоки элементов, трещины и изломы регулировочных хомутов, перемычек, выводов и изоляционных панелей, а у резисторов типов ПЭВ и ПЭВР дополнительно — трещины, отколы и оплавления эмалевого покрытия. У всех резисторов встречаются трещины и отколы фарфоровых изоляторов и уменьшение сопротивления ИЗОЛЯЦИИ.

Практически все неисправности выявляются при внешнем осмотре резисторов, а уменьшение сопротивления изоляции — при его измерении мегаомметром. Трещины в спиралях и лентах крупных резисторов, а также обрывы проволоки у резисторов типов ПЭВ и ПЭВР могут быть обнаружены при измерении сопротивления резисторов омметром или мостом постоянного тока.

Осмотр и проверка резисторов при техническом обслуживании и текущих ремонтах. Резисторы снимают с тепловоза только в случае их замены или необходимости замены или ремонта их отдельных элементов. На ТО-3 и всех видах текущего ремонта резисторы обдувают сжатым воздухом и очищают от пыли и загрязнений, для чего протирают детали резисторов безворсовыми салфетками, увлажненными бензином и затем сухими. Труднодоступные места очищают специальными капроновыми и волосяными щетками. После очистки резисторы тщательно осматривают, обращая особое внимание на токоведущие части. У резисторов с элементами типа КФ проверяют качество припайки перемычек, плотность затяжки всех резьбовых соединений, целостность фехралевой спирали и наличие трещин и отколов у изоляторов. При осмотре резисторов ослабления возбуждения тепловозов 2ТЭ10В и 2ТЭ10М типов ЛС-9110 и ЛС-9120 обязательно проверяют наличие на каждом элементе резистора двух перемычек и качество их припайки к ленте элемента.

У всех резисторов типа ЛС проверяют целостность изоляторов и фехралевого ленточного элемента, прочность пайки выводов, плотность затяжки резьбовых соединений и расстояние между отдельными частями ленты элемента, которое должно быть не менее 5 мм. У панелей резисторов ПС-50, ПС-40 и ПС-20 с резисторами типов СР, ПЭВ и ПЭВР осматривают фарфоровые цилиндры, проволоку, проверяют прочность припайки выводов, целостность перемычек, регулировоч ных хомутов и изоляционных оснований. Осматривают эмалевые покрытия резисторов ПЭВ и ПЭВР, их выводы и все паяные соединения. У шпилечного крепления проверяют изоляторы и плотность затяжки шпилечной гайки. При креплении лапами трубка резистора должна плотно, без качки сидеть на них. Для получения плотного крепления допускается слегка отгибать упругую часть лапы. Не допускается использовать резисторы типа СР, у которых отдельные витки касаются друг друга. Если при разъединении таких витков проволока не укладывается плотно в спиральную канавку фарфорового цилиндра, то резистор заменяют.

Осматривают провода, подходящие к резисторам, и при необходимости восстанавливают их маркировку в соответствии со схемой тепловоза и перепаивают поврежденные наконечники.

Ремонт резисторов на тепловозе заключается в смене регулировочных хомутов и перемычек. Кроме этого, разрешается восстанавливать паяные соединения у резисторов ПЭВ и ПЭВР. При обнаружении любых других неисправностей из перечисленных выше резисторы снимают с тепловоза и ремонтируют в электроаппаратном отделении депо.

При записи машинистов в журнал технического состояния тепловоза о неисправности цепей, в которых установлены резисторы, измеряют их сопротивление мостом постоянного тока типа Р316 или Р3009 или по методу амперметра — вольтметра. При обнаружении малого сопротивления изоляции электрических цепей тепловоза проверяют сопротивление изоляции резисторов. Для измерения сопротивления резисторов и сопротивления изоляции от них отключают все провода.

Сопротивления всех резисторов тепловоза приведены в его техническом паспорте. Если при измерении сопротивления выявлены резисторы, сопротивления которых не соответствуют паспортным данным, то такие резисторы типа ЛС и с элементами КФ снимают с тепловоза и ремонтируют в депо, а типа ПЭВ заменяют новыми. С резисторами типов СР и ПЭВР поступают по-разному. Сопротивления резисторов обоих типов, установленных в таких цепях, как цепи двигателя вентилятора калорифера, лампы прожектора, катушек реле боксова-ния, регулируют при неработающем дизеле путем перемещения соответствующих регулировочных хомутов. Сопротивление резисторов, установленных в цепях возбуждения возбудителя и катушек реле переходов, регулируют только на реостатных испытаниях тепловоза.

Сопротивление изоляции резисторов ослабления возбуждения тяговых электродвигателей, а также установленных в цепях катушек реле переходов, боксования и заземления измеряют с помощью мегаомметра на 1000 В, а сопротивление изоляции остальных резисторов — с помощью мегаомметра на 500 В. Сопротивление изоляции всех резисторов должно быть не менее 100 МОм. Резисторы, у которых сопротивление изоляции имеет меньшее значение, снимают с тепловоза и ремонтируют в электроаппаратном отделении депо.

Ремонт деталей резисторов. Снятые с тепловоза неисправные резисторы и панели с резисторами разбирают в электроаппаратном отделении. Фарфоровые детали любых резисторов и изоляционные панели с трещинами и отколами заменяют. Замене подлежат также резисторы ПЭВ и ПЭВР с обломанными выводами и с трещинами, отколами и оплавлениями эмалевого покрытия и элементы резисторов типа ЛС с двумя и более трещинами или с одной трещиной, если ее площадь превышает 50 % площади поперечного сечения ленты, а также элементы, у которых расстояние между отдельными частями ленты менее 5 мм. Годные к дальнейшему использованию детали очищают от пыли и загрязнений. Подлежащие ремонту элементы резисторов КФ и ленточные очищают в установке А231 металлической или косточковой крошкой.

Разрешается заваривать трещины в ленте спирали резисторов типа КФ, а также сваривать концы сломанных спиралей. Место сварки зачищают до металлического блеска. Сварку производят угольным электродом диаметром 10- 15 мм при токе 250—300 А. У ослабших выводов резисторов типа ЛС расклепывают заклепки и вывод припаивают к ленте. В фехралевом элементе резистора разрешается запаивать одну трещину, если ее площадь не превышает 50 % площади поперечного сечения ленты. При выполнении пайки во всех случаях удаляют наплывы старого припоя, место пайки зачищают до металлического блеска и обезжиривают этиловым спиртом марки А. Пайку производят с помощью газовой горелки припоем марки Л-63 (диаметр прутка 3 мм), используя в качестве флюса смесь, состоящую из 40 % буры и 60% флюса № 209 и № 200. После выполнения пайки элемента резистор собирают, прогревают длительным током в течение 3 мин и охлаждают до температуры окружающего воздуха. Цикл прогрева повторяют три раза. После выполнения всех циклов проверяют расстояние между отдельными частями ленты, которые должны быть не менее 5 мм.

Резисторы типа СР заменяют, если у них оборвана проволока или она соединена посредством скрутки. В случае отсутствия готовых резисторов СР заменяют поврежденную проволоку.

У отремонтированных элементов крупных резисторов и резисторов типа СР измеряют сопротивления, значения которых должны соответствовать номинальным данным.

Проверка отремонтированных резисторов. У собранных резисторов измеряют сопротивление изоляции и проверяют ее электрическую прочность. Описание технологии измерения сопротивления изоляции и порядок использования мегаомметров на 500 и 1000 В представлено выше. Электрическую прочность изоляции проверяют переменным током с частотой 50 Гц. Испытательное напряжение прикладывают в течение 1 мин между токопроводящими и опорными частями резисторов и панелей. Испытательное напряжение равно 4250 В для резисторов, сопротивление изоляции которых измеряли мегаомметром на 1000 В, и 1500 В для остальных резисторов.

У выдержавших испытания резисторов типов СР и ПЭВР, смонтированных на панелях ПС-50, ПС-40 и ПС-20, устанавливают, перемещая регулировочные хомуты, паспортные значения сопротивления. Для резисторов цепей возбуждения возбудителя и катушек реле переходов эта регулировка является предварительной. Эти резисторы окончательно регулируют на реостатных испытаниях.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы основные неисправности резисторов?

2. Как производится ремонт элементов ленточных резисторов?

3. Как проверяют отремонтированные резисторы?

4. Каким должно быть сопротивление изоляции резисторов?

Бесконтактные аппараты | Ремонт электрооборудования тепловозов | Измерительные приборы

Добавить комментарий