Ремонт деталей подшипникового узла и щеткодержателей

Детали подшипникового узла (кроме щита) промывают в моечной машине Подшипниковый щит продувают, протирают салфетками, смоченными керосином, а укрепленные на нем изоляционные детали (изоляторы, соединительные шины) — салфетками, смоченными бензином. После очистки щит осматривают, обращая внимание на сварные швы; проверяют диаметры посадочных поверхностей щита и ступицы. У генератора ГП-311 разрешается ступицу при установке в щит поворачивать на 90°, чтобы не производить наплавку. Натяг посадки ступицы в щит должен быть 0,045—0,055 мм.

Проверяют состояние лабиринтов в крышках и кольцах. Допускается оставлять без исправления канавки, если в одной-двух нитках лабиринта имеются раковины не более 15% общей длины. При большем повреждении поверхности лабиринта крышки и кольца обрабатывают на станке. У крышек коллекторных люков проверяют и исправляют уплотнения, замки, устраняют погнутости. Посадочные поверхности сопрягаемых деталей (щитов в месте установки в станину и под ступицу, ступицы по наружному и внутреннему диаметрам, лабиринтных и уплотнительных колец и крышек, вала якоря генератора) замеряют и определяют натяг и, если они оказались в норме, готовят их к Сборке У генераторов ГП-311 проверяют крепление траверсы, изно,сы зубьев, исправность поворотного устройства. Допускается оставлять без исправления износ зубьев траверсы до 0,2 мм Оплавленные зубья опиливают плоским напильником.

Подшипниковый щит в сборе с щеткодержателями устанавливают на специальное место бракетами вверх. Замеряют сопротивление изоляции мегомметром на 1000 В Величина сопротивления этих деталей должна быть не менее 5 МОм. При меньшем значении отсоединяют токособирательные шины от бракетов и проверяют каждую из цепей отдельно Токособирательные шины, если они показали пониженную величину сопротивления изоляции, тщательно осматривают. Повреждение их изоляции может происходить из-за отсутствия зазоров между шинами или между шинами и деталями щита.

В результате перемещений от вибраций и температурных удлинений происходит износ изоляции шин. На такие места следует обратить особое внимание и устранить дефект. Для этого необходимо снять старую бандажировку, восстановить поврежденную изоляцию наложением стеклянной ленты и стеклоткани, пропитанной в лаке, и покрыть изоляционной эмалью ГФ92-ХС Перед наложением ленты поврежденное место покрыть лаком БТ-99 Если нельзя восстановить поврежденную изоляцию на месте, шицу снимают, заменяют на ней старую изоляцию. Поверхность отремонтированной шины должна иметь гладкую, глянцевую поверхность, чистые, облуженные наконечники. При установке нескольких шин необходимо прокладывать

Рис. 30 Бракет щеткодержателей между ними прокладки из электрокартона, увязывая их между собой и прикрепляя к деталям щита. Расстояние между шинами различной полярности и корпусом должно быть не менее 10 мм.

Сопротивление бракетов с изоляторами после их отсоединения от токособирательных шин должно быть не менее 50 МОм. Бракеты с меньшей величиной сопротивления, а также имеющие трещины, отколы, оплавления более 30% оечения и изоляторы с поврежденным покрытием снимают со щита.

Бракеты 1 (рис. 30) прикреплены к ребрам подшипникового щита или траверсе изоляторами 2. Левую часть изолятора 2, имеющую стержень с резьбой, ввертывают в подшипниковый щит или траверсу, а правую навертывают на болт бракета. Корпусы 3 щеткодержателей со щетками 7 прикреплены к бра-кету. Количество щеткодержателей и щеток у разных генераторов различное. Корпус щеткодержателя, отлитый из латуни, имеет два гнезда под щетки. Между гнездами расположен механизм нажатия на -щетки, состоящий из пружины 4, нажимного пальца 5, оси 10 и фиксирующего шплинта 9. Шунтами 6 и наконечниками 11 щетки соединены с корпусом. Болтом 8 крепят корпус щеткодержателя к бракету 1.

Щеткодержатели генераторов МПТ-99/47, МПТ-84/39,

МПТ-120/49 называют реактивными. Щетки у этих генераторов по рабочей поверхности имеют скосы. Верхние края щеток имеют скос под углом 60°. На этой поверхности закреплена опор ная скоба 12, на которую передается давление от пальца пружины. Такая конструкция создает усилие, прижимающее щетку к внутренней отенке корпуса щеткодержателя. Изменение формы пальца, подгибка его приводят к нарушению распределения сил и вызывают ненормальную работу щеток.

Щеткодержатели генераторов ГП-311 имеют обычную конструкцию корпуса с вертикальным расположением гнезд под щетки. Щетки состоят из двух половин, в верхней части объединенных одним резиновым амортизатором 13, на середину которого передается нажатие от пальца пружины. Амортизатор смягчает механические воздействия на щетку, которые возникают при работе генератора.

Исправные бракеты щеткодержателей с подшипниковых щитов, как правило, не снимают. Щетки,снимают со всех щеткодержателей. Каждый щеткодержатель тщательно осматривают на месте, окна под щетки проверяют калибрами. Небольшие оплавления корпуса щеткодержателя опиливают. Проверяют состояние пружин, нажимного пальца, выработку оси, годность шплинта, исправность резьбы под винт крепления шунта щетки и т. д. При наличии трещин в корпусе, разработки окон под щетки, отверстий под ось, повреждении деталей нажимного механизма щеткодержатель снимают для ремонта

Чтобы разобрать щеткодержатель, необходимо вынуть шплинт 9, выбить ось 10 из корпуса 3, сжать пружину 4 и вынуть ее : нажимным пальцем. Разобранные детали очищают от загрязнений и осматривают. При наличии трещин в месте крепления щеткодержателя к бракету и окнах под щетки корпус заменяют Чистят корпус в установке косточковой крошкой или ультразвуком. Размеры окна под щетки проверяют шаблоном. Допускается зазор между щеткой и щеткодержателем по толщине 0,05—0,4 мм и по ширине 0,05—0,65 мм. При неравномерной выработке окон щеткодержателей поверхность их опиливают с последующей шлифовкой. Щетка в окне должна перемещаться свободно без заеданий. Выработка отверстий в корпусе под ось пружины допускается не более 0,5 мм. При большей выработке отверстие заплавляют с последующей рассверловкой до чертежного размера. Ось пружины, имеющая по посадочной поверхности выработку более 0,5 мм, заменяют.

После проверки состояния деталей, ремонта или замены неисправных щеткодержатель собирают. В пружину 4 с обеих сторон ставят пальцы, затем пружину сжимают и вставляют в корпус. В отверстие корпуса ставят ось и зашплинтовывают. Рычаги пальцев прогибают так, чтобы они имели плотное прилегание к опорной поверхности без задеваний усиков о корпус щеткодержателей. Снятые щеткодержатели устанавливают на свои ме,ста, закрепляют болтами, подложив под них стопорные шайбы. Ставят щеткодержатели на бракеты с «раздвижкой», т. е. со смещением их положения, что достигается установкой одной или двух алюминиевы’х прокладок между корпусом и бракетом.

Рис 31 Установка для притирки щеток и регулировки размеров кол-лекторно щеточного узла

Прокладки (для генератора ГП-311) устанавливают по схеме:

первая раздвижка — под первый щеткодержатель не устанавливают, под второй — одну толщиной 5 мм, под третий — две толщиной 8 мм каждая;

вторая раздвижка — под первый щеткодержатель устанавливают одну, под второй — две, под третий не устанавливают и т. д.;

третья раздвижка — под первый щеткодержатель устанавливают две, под второй не устанавливают, под третий — одну и т. д. Далее такое чередование раздвижек алюминиевых прокладок повторяют.

После сборки и закрепления щеткодержателей щит помещают на установку (рис. 31) для притирки щеток и регулировки коллекторно-щеточного узла. Установка состоит из корпуса 1, под которым установлен электродвигатель 9 мощностью 4 кВ г, муфты 4, редуктора 2 и вертикального вала 3 Подшипниковый щит 5 бракетами 6 вверх устанавливают на стол и за крепляют. На вал 3 надевают барабан 7 (фалынколлектор), на поверхности которого нанесены вертикальные риски, определяющие места расположения щеткодержателей. Расположение бракетов и щеток контролируют и регулируют по этим рискам.

На установке регулируют расстояние между щеткодержателями 8 и фалыпколлектором 7, которое должно быть 2—4 мм (достигается это расстояние за счет вертикального перемещения щеткодержателей). Ослабив болт 8 (см. рис. 30), опускают или поднимают щеткодержатель на бракете, т. е. регулируют расстояние до барабана (коллектора). При этом учитывают разницу в диаметрах барабана и коллектора проверяемого генератора. Например, диаметр барабана 832 мм, а диаметр коллектора 842 мм. Чтобы установить правильно щеткодержатель с учетом этой разницы, между ним и барабаном помещают прокладку, толщину которой определяют так. Разница между ремонтируемым коллектором и фальшколлектором составляет 4 мм (842—832) или по 2 мм на сторону. Но зазор между щеткодержателем и коллектором генератора должен быть не менее 2 мм и не более 4 мм. Берем среднее значение — 3 мм. Складывая эту величину с той разницей, которая получена из сравнения диаметров, получим 5 мм. Это значит, что под щеткодержатель нужно подложить прокладку толщиной 5 мм. Тогда при сборке генератора и установке щита на свой якорь расстояние между щеткодержателями и коллектором должно быть 3 мм.

После закрепления щеткодержателей прокладки вынимают и вставляют щетки, проверяя их положение относительно контрольных рисок на барабане Перекос щеткодержателей относительно этих рисок не должен быть более ±0,75 мм, смещение щеток по окружности от номинального положения допускается в пределах ±1 мм После проверки этих размеров замеряют нажатие на щетки. При правильном положении пальца щеткодержателя нажатие щеток должно быть в пределах 0,8—1 или 1—1,2 кгс. Затем щетки притирают, для чего включают электродвигатель и приводится во вращение барабан с частотой 45—50 об/мин По истечении 1,5—2 мин электродвигатель выключают и проверяют качество притирки щеток. Притертые щетки приподнимают в щеткодержателях и всю систему продувают Воздухом давлением 2—3 кгс/см2 до полного удаления щеточной пыли. Обдутый подшипниковый щит по внутренней поверхности протирают салфеткой, смоченной в бензине, покрывают серой эмалью ГФ92-ХС (кроме зубьев траверсы и посадочных мест). Не допускается попадание эмали на детали щеткодержателей.

Разборка, дефектировка и сборка подшипника | Ремонт электрооборудования тепловозов | Сборка тягового генератора и установка его на тепловоз

Добавить комментарий