Термическое регулирование температуры электоотопления (тепмоавтоматика отопления)

Комбинированным отоплением (в период, когда отопление включено) управляют с передней панели распределительного шкафа соответствующими переключателями в выбранном автоматическом или ручном режиме.

Для обеспечения работы высоковольтного отопления в соответствии с заданной температурной программой в схему включены температурные датчики — чувствительные элементы ЭЧМ-0183, установленные на панели продольной перегородки пятого купе, контролирующие температуру в пассажирском помещении, и два термопреобразователя сопротивления ТСМ-1088, установленные в коллекторе котла котельного отделения для контроля температуры воды на выходе из котла и в ящике с высоковольтным оборудованием под вагоном для контроля температуры наружного воздуха.

В качестве приборов автоматического управления работой системы вентиляции также применяются чувствительные элементы ЭЧМ-0183, установленные по одному в вентиляционном канале и на панели продольной перегородки пятого купе.

Чувствительные элементы в зависимости от температуры окружающей среды через систему автоматики воздействуют на переключение двигателя вентиляционной установки в режиме высокой или низкой скорости.

С 1976 по 1978 г. отечественные вагоны с комбинированным отоплением выпускались с ртутной системой термоавтоматики отопления, т. е. в нагнетательном воздуховоде и на перегородке в салоне были установлены ртутные контактные термометры (см. рис. 4.1), которые обеспечивали управление отоплением. Ртутная система не учитывала тепловую инерцию воды и температуру наружного воздуха и допускала повышение температуры внутри вагона выше 22 °С. С 1980 г. на отечественных вагонах была внедрена новая полупроводниковая система с помощью блока управления отоплением (БУО) и полупроводниковых элементов.

Режим работы электрического отопления устанавливается переключателем «Отопление», имеющим следующие положения: 0 — отопление выключено; Ручное. Включ. — электронагреватель включен и не управляется системой регулирования температуры в вагоне; Автомат. Норм. — управление работой нагревателя осуществляется системой автоматики, поддерживающей температуру в вагоне в пределах (20 ± 2) °С; Автомат. Отстой — управление работой нагревателя осуществляется ртутными термодатчиками, обеспечивающими поддержание температуры в вагоне в пределах 5… 12 °С.

Положение переключателя Автомат. Норм, соответствует основному режиму работы электрического отопления.

Регулирование осуществляется по специальной программе системой полупроводниковой термоавтоматики, обеспечивающей зависимость температуры воды в котле от температуры наружного воздуха.

По этой программе контакторы должны включаться, когда температура воды на выходе из котла ниже нижней границы температуры наружного воздуха, и отключаться при достижении верхней границы. Такой режим является наиболее экономичным и по расходу электрической энергии.

При понижении температуры воздуха в вагоне с 20 до 17 °С температура должна повышаться на (6,5 ± 0,5) °С на каждый градус снижения температуры внутри вагона. В случае понижения температуры внутри вагона менее 17 °С контакторы включаются, их отключение регламентируется наибольшей температурой воды в котле. Если температура внутри вагона повышается с 20 до 23 °С, верхняя и нижняя границы температуры должны понижаться на (6,5 ± 5) °С на каждый градус повышения температуры в вагоне. В случае повышения температуры свыше 23 °С нагревательные элементы не включаются независимо от температуры воды в котле и воздуха снаружи вагона.

В купейных вагонах постройки Германии осталась ртутная термоавтоматика, но измененная по расположению термометров (термодатчиков) и установке дополнительных приборов защиты (реле максимальной температуры и реле минимального уровня воды).

Наименование элемента и реле Место расположения Уставка, °С
Ртутные контактные Между первым и вторым купе 21
термометры 8
22
Ртутные контактные В воздуховоде над служебным 24
термометры отделением 18
РМТ Подающий трубопровод 90
95
РМУ Расширитель

Такие же приборы устанавливаются и в купейных вагонах постройки ТВЗ.

Для защиты высоковольтных нагревательных элементов, которые не могут работать без воды, предусмотрены реле максимальной температуры — РМТ (тепловое реле) и жидкостный выключатель (реле минимального уровня — РМУ). При повышении температуры выше 95 °С тепловое реле срабатывает — размыкает цепь питания высоковольтных контакторов. Приведение реле в рабочее состояние происходит автоматически при снижении температуры воды до 85 °С.

Реле минимального уровня срабатывает при понижении уровня воды в котле и расширителе на 200 мм, прерывая питание контакторов. Приведение РМУ в рабочее состояние происходит автоматически после наполнения системы водой.

Расположение ртутных контактных термометров и защитных реле на купейных вагонах постройки Германии, их уставка приведены в табл. 6.1.

На всех вагонах предусмотрен ручной режим отопления вагона, устанавливаемый при выходе из строя термоавтоматики переключателями отопления на передней панели распределительного шкафа.

В случае выхода из строя термоавтоматики и невозможности применения ручного режима в купейных вагонах постройки Германии может быть использован аварийный режим, включающийся только поездным электромехаником или начальником поезда перемещением красной планки, установленной внутри распределительного шкафа, в крайнее левое положение.

Если при ручном режиме РМТ или РМУ могут срабатывать, то при работе отопления в аварийном режиме эти реле отключены. При работе в аварийном режиме от проводника требуется повышенное внимание.

Нагревательные элементы и узлы | Проводник пассажирских вагонов | Эксплуатация узлов высоковольтного электрооборудования

Добавить комментарий