Тепловоз 2М62 | Редуктор, выпускные коллекторы и механизм распределения

Редуктор. Одноступенчатый зубчатый редуктор (рис. 20) установлен на переднем торце дизеля. Редуктор служит приводом нагнетателя, водяных и масляного насосов. Зубья шестерен редуктора -прямые цементированные и закаленные.

С коленчатым валом дизеля редуктор связан шлицевым валом 12 с эвольвентными шлицами. Вал 12 удерживается от осевого перемещения в муфте 11 пружиной 9. В муфту для упора пружины 9 вставлен проставок 6. На коническую часть муфты 11 насажена полу муфта валопровода привода вспомогательных механизмов и закреплена гайкой 5. Уплотнение муфты 11 в корпусе обеспечено манжетой 2 и маслосгонной резьбой на втулке 10. Ведущая шестерня 13 Рис. 20. Редуктор: прикреплена призонными

1 — фланец; 2 — манжета; 3 — стопорная шайба; 4, 5; 7, 10 — втулки; 8 — опорно-упорный подшипник; 9 — пружина; И — муфта; 12- шлицевой вал; «-ведущая шестерня; 14 привод шестерня; 15 — корпус; 16 — гнездо; 17 — стопорное кольцо; 18 — опорный шарикоподшипник; 19 -силиконовый демпфер

Внутреннее кольцо шарикоподшипника 18 зафиксировано стопорным кольцом 17, а шарикоподшипника 8-гайкой 4 со стопорной шайбой 3, нажимающих на втулку 10. Наружное кольцо шарикоподшипника 8 зажато между буртом втулки 7 и фланцем 1, благодаря чему подшипник фиксирует муфту 11 я сопрягаемые с нею детали от осевого перемещения. Наружное кольцо шарикоподшипника 18 не закреплено.

К ведущей шестерне призонными болтами крепится силиконовый демпфер 19, расположенный в выточке шестерни и предназначенный для уменьшения динамических нагрузок в элементах редуктора и нагнетателя, передающих вращающий момент. Демпфер неразъемный и состоит из герметичного корпуса, инерционной массы, находящейся внутри корпуса, и силиконовой жидкости, заполняющей зазоры между корпусом и массой.

Промежуточная шестерня соединена с валом посредством бесшпо-иочного конического соединения. В валу предусмотрены каналы для подвода масла при спрессовКе шестерни с вала. Промежуточная шестерня вместе с валом вращается в двух шарикоподшипниках, один из Которых является упорным. Внутренние кольца шарикоподшипников закреплены упорными кольцами и упругими гайками со стопорными шайбами. Шестерня 14 изготовлена за одно целое с валом и вращается в двух шарикоподшипниках. Вал-шестерня 14 имеет лицевое отверстие, в которое входит торсионный вал привода нагнетателя. Замочное упругое кольцо препятствует смещению вала в сторону дизеля.

К зубьям шестерен, шарикоподшипникам и задним шлицам торсионного вала смазка подается разбрызгиванием. Шлицы вала 12 смазываются маслом, поступающим от коленчатого вала по центральному отверстию в валу 12. На корпусе редуктора имеются опорные лапы для установки турбокомпрессоров, канал для подвода масла в дизель, каналы для прохода продувочного воздуха из нагнетателя в ресивер дизеля и канал для соединения всасывающей полости масляного насоса с. приемной трубой в масляной ванне.

Выпускные коллекторы. Коллекторы (рис. 21) представляют собой трубы с выпускными патрубками 4. На каждый ряд цилиндров установлены два коллектора: верхний 10 -■ для отвода отработавших газов из цилиндров I, II и III и нижний 9 — для отвода газов из цилиндров IV, V и VI. К патрубкам приварены бобышки 2 для термопар и коробка 3 для отвода воды из крышек цилиндров. Коробки каждой части коллектора приварены к общей трубе 5. Водяные трубы обеих частей коллектора соединены рукавом. Вода отводится с передней стороцы коллектора.

Коллекторы неохлаждаемы. Между звеньями коллектора установлены компенсаторы 1 линзового типа из жаростойкой листовой стали. Коллекторы соединены с газовыми улитками турбокомпрессоров патрубками 7 и 8, в которые вварены компенсаторы 6. Для уменьшения теплоотдачи в окружающую среду коллекторы покрыты мастичной изоляцией, состоящей из смеси асбестового волокна, жидкого стекла и формовочной глины. Кроме того, коллекторы с патрубками защищены специальными закрытиями, в которых имеются теплоотражатели. Соединения коллекторов уплотнены асбостальными прокладками. Переток воды из крышек цилиндров в коллекторы уплотнен резиновыми прокладками 11. Для укладки проводов термопар на коллекторах предусмотрены скобы 12.

Выпускные коллекторы

Рис. 21. Выпускные коллекторы:

I в _ компенсаторы- 2 — бобышка; 3 — коробка; 4 — выпускной патрубок; 5 — общая труба; 7 8 — патрубки; 9 — нижний коллектор; 10 — верхний коллектор; 11- резиновая прокладка; 12 — скоба

Механизм распределения. Для обеспечения работы дизеля необходимо в определенные моменты освобождать его цилиндры от продуктов сгорания, что осуществляется выпускными клапанами. К механизму привода выпускных клапанов относятся: стойки с рычагами, траверсы с гидротолкателями, толкатели со штангами, распределительный вал и привод распределительного вала.

Выпускные клапаны. В каждой крышке цилиндра установлено по четыре выпускных клапана 2 (см. рис. 9) из жаростойкой стали. Рабочие фаски клапанов наплавлены твердостойким сплавом. Клапан прижимается к седлу двумя пружинами 5 я 6. Пружины упираются внизу в тарелку 4, вверху в тарелку 34, соединенную со шпинделем разрезным сухарем 33. На верхний конец клапана насажен колпачок 35, застопоренный пружинным кольцом 36. Клапан открывается траверсой 11, нажимающей одновременно на два клапана через гидротолкатели.

Стойки и рычаги. На крышке цилиндра установлена стойка 18 с крышками. Стойка крепится к крышке цилиндра шпильками ‘ и фиксируется коническими штифтами. В стойке крепятся крышками две бронзовые втулки 14 подшипников цапф рычага 16. В рычаг запрессована головка 17, которая упирается в штангу толкателя. Со стороны выпускного коллектора в рычаг ввернуты два нажимных болта 38 с контргайками 39, каждый из которых упирается в сухарь 37, запрессованный в траверсу 11.

Траверсы с гидротолкателями. Траверса 11 (см. рис. 9) движется в направляющей втулке 31, опирающейся на гнездо 30. Траверса удерживается в верхнем положении пружиной 32, упирающейся вверху в шайбу 10 и внизу-во втулку 31. От поворота вокруг своей оси траверса удерживается щечками, охватывающими головку рычага.

В траверсы вставлены гидротолкатели, которые автоматически поддерживают моменты открытия и закрытия клапанов и уменьшают шум в механизме привода клапанов во время работы дизеля. Втулка 40 гидротолкателя в траверсе И фиксируется пружиной 51. Масло поступает в полость а гидротолкателя из масляной системы дизеля через отверстия в крышке цилиндра, стойке, рычаге, нажимном болте 38у сухаре 37 и траверсе в момент, когда выпускной клапан закрыт. В момент открытия клапана давление масла в полости а мгновенно повышается, и шарик 44 запирает выход маслу. Усилие рычага передаётся на клапан через масляную подушку.

Часть масла, поступающего из крышки в стойку, используется для смазки подшипников стойки и трущихся поверхностей нажимных болтов 38 и головки 17. Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиваемым маслом.

Толкатели со штангами. Толкатель 18 (см. рис. 10) движется в чугунной направляющей 6 и имеет в нижней части вилку с осью 15, на которой сидит ролик 17. Ось 15 стопорится штифтом и имеет канал, закрытый винтом. В ролик вмонтированы две «плавающие» втулки: наружная 16-бронзовая и внутренняя 14—■ стальная. В нижней части направляющей 6 имеется прорезь, не позволяющая ролику 17 сместиться из плоскости вращения распределительной шайбы. Штанга состоит из трубы 11 я двух запрессованных головок 12 я 19. Толкатель имеет шаровую поверхность, соприкасающуюся с шаровой поверхностью нижней головки штанги.

Шаровая поверхность верхней головки штанги соприкасается с головкой рычага. Штанга закрыта кожухом 9 и гайкой 8. Для уплотнения установлены резиновые кольца 7 и 10.

Масло для смазки толкателей поступает по продольным каналам, расположенным в лотке. По отверстиям в направляющей втулке, толкателе и оси ролика масло поступает на смазку ролика. Поверхности толкателя и нижней головки штанги смазываются маслом, стекающим внутрь кожуха 9 из крышки цилиндра. Возвратно-поступательное движение толкателей передается выпускным клапанам с помощью штанг через трехплечие рычаги, смонтированные на крышках цилиндров.

Распределительный вал. Распределительный вал 4 (рис. 22) с задней стороны имеет фланец, к которому крепятся болтами 12 я фиксируются штифтами 13 приводная шестерня 11 распределительного вала и шестерня 10 привода топливного насоса. Отверстие вала закрыто пробкой 8.

В шлицевое отверстие муфты 9 еставлен валик привода, предельного выключателя. Через отверстие а подводится масло к шлицам муфты и валика.

Распределительный вал вращается в семи подшипниках, из которых крайний с передней стороны является опорно-упорным. Шейка вала, лежащая в крайнем подшипнике с задней стороны, выполнена за одно целое с валом, остальные шейки представляют собой круглые шайбы. с закаленной поверхностью. Шайбы 3 насаживаются на вал в горячем состоянии на шпонках 5 и от осевого перемещения застопорены винтами 6. Диск 7, препятствующий осевому перемещению распределительного вала, прикреплен к торцу шайбы 1 болтами и расположен между торцом упорного подшипника и его крышкой. Диск 7 закрывает отверстие вала.

Масло для смазки подшипников распределительного вала подводится к крайнему подшипнику с задней стороны, далее по кольцевой канавке на шейке и по радиальным отверстиям в валу поступает в осевой канал вала и по соответствующим отверстиям в валу и шайбах 1 иЗ поступает в остальные подшипники. На вал в горячем состоянии насажены на шпонках и застопорены винтами 6 двенадцать кулачков 2. Кулачки расположены на валу в соответствии с порядком работы цилиндров: 1л-1пр; У1л-У1пр; Пл-Ппр; 1Ул-1Упр; Шл-Шпр; Ул-Упр. Распределительный вал получает вращение от коленчатого вала, с которым он соединен шестеренным приводом. Вращаются они с одинаковой частотой вращения, но в противоположные стороны.

Привод распределительного вала. Привод распределительного вала (рис. 23) соединяет коленчатый и распределительный валы в строго определенном взаимном положении, обеспечивающем начало открытия выпускных клапанов 8432= до нижней мертвой точки.

Рис. 22. Распределительный вал:

4 -распределительный вал; 5 — шпонка; 6 — винт; 7 — диск; 8-н™б,^а 9-муфтаГ’о-шестерня привода топливного насоса; 17 — приводная шестерня р°?пределитёлы.ого вала; 12 — болт; 1«-штифт; а-отверстие для подвода масла

Привод распределительного вала, смонтированный на торце блока цилиндров со стороны генератора, состоит из шестерни 1 и двух промежуточных шестерен 2 и б. Промежуточная шестерня 6- сцеплена с шестерней распределительного вала. Все шестерни-косозу-быес углом наклона зубьев 10°. Две половины шестерни 1 центрируются буртом в расточке фланца коленчатого вала, фиксируются шестью цилиндрическими штифтами и крепятся к фланцу болтами. Шестерни 2 и б, установленные в чугунном разъемном кронштейне 9, отличаются лишь направлением наклона зубьев.

Промежуточные шестерни имеют по одной шарикоподшипниковой *и одной роликоподшипниковой опоре в кронштейне. Внутренние кольца подшипников крепятся гайками 3 и 7, застопоренными замочными пластинами. Наружные кольца шарикоподшипников фиксируются от осевого перемещения фланцами 8, а роликоподшипников-стопорными кольцами 4. Положение кронштейна 9 на блоке после установки боковых зазоров между зубьями шестерен и проверки зацепления фиксируется коническими штифтами 5, предохраняемыми от выпадания пластинками. От самоотвинчивания и выпадания все болты и штифты шестерни 1 прнЕода фиксируются проволокой. Трущиеся поверхности привода распределительного вала двигателя смазываются разбрызгиваемым маслом.

Закрытие привода распределительного вала с приводом электроагрегатов. Привод распределительного вала с приводом электроагрегатов закрыт корпусом 2 (рис. 24) и кожухами 14 и 15. Полуфланцы 16 обеспечивают уплотнение фланца коленчатого вала. На кожух 14 устанавливается валоповоротный механизм. На корпусе 2 установлены привод регулятора, предельный выключатель и кронштейн рычажной передачи управления топливным насосом. К корпусу 2 прикреплена крышка 13. В расточках корпуса и крышки установлены стальные втулки 1, 8 и глухая крышка 3, являющиеся опорами для подшипников 7 я 9 шестерен 10 и 4. Уплотнение вала шестерни 4 обеспечивает резиновая манжета 6 в крышке 5. Проставочные кольца 12 предназначены для установки осевого разбега валов шестерен 4 я 10.

Рис. 23. Привод распределительного вала:

1 — шестерня; 2, 6 — промежуточные шестерни; 3, 7 — гайкн; 4 — стопорное кольцо; 5 — штифт; 8 — фланец; 9 — кронштейн

Закрытие привода распределительного вала с приводом электроагрегатов

Рис. 24. Закрытие привода распределительного вала с приводом электроагрегатов:

1 Я-стальные втулки- 2 — корпус; 3, И — глухие крышки; 4, 10 — шестерни; 5, 13 — крышки-6 -резиновая манжета; 7,9- шарикоподшипники;, 12 — проставочное кольцо; Н, 15-кожуха; 16 — полуфланец; а, о — зазоры

Система воздухоснабжения | Тепловоз 2М62 | Система топлива

Добавить комментарий