Тепловоз 2М62 | Масляная система тепловоза

Подача масла к трущимся частям дизеля и на охлаждение поршней обеспечивается масляной системой тепловоза. Система смазки — циркуляционная под давлением. Эта же система обеспечивает смазку заднего распределительного редуктора, гидропривода вентилятора холодильной камеры и питание его гидромуфты, а также от нее масло поступает к терморегулятору и сервомотору автоматического привода гидромуфты.

Односекционный насос шестеренного типа создает циркуляцию масла в системе. Кроме того, перед пуском дизеля и после его остановки трущиеся детали смазывают маслом, что предотвращает чрезмерный износ деталей, их задиры и заклинивание. Для прокачки маслом неработающего дизеля установлен маслопрокачивающий насос с приводом от электродвигателя, смонтированные на общей плите. Пуск дизеля без смазки невозможен благодаря электроблокировке, исключающей пуск до тех пор, пока маслопрокачивающий насос не прокачает его маслом в течение 40-60 с.

В процессе работы дизеля масло загрязняется. Для очистки масла установлены фильтры грубой очистки с сетчатыми фильтрующими элементами и фильтр центробежный для тонкой очистки масла. Через фильтр грубой очистки проходит практически все масло, а через центробежный фильтр (центрифугу) проходит часть циркулируе-мого масла. Масло охлаждается в водомасляном теплообменнике, где охлаждающей средой является вода второго контура циркуляции.

Масло заливают в поддон дизеля, образующий масляную ванну. Заливают масло под давлением через сливную трубу, выведенную из поддона, или наливают его через заливную горловину, расположенную на блоке цилиндров. Уровень масла в ванне проверяют мас-ломерным щупом, имеющим две риски, соответствующие максимальному и минимальному уровням. Сливают масло через сливную трубу с вентилем. Для полного удаления горячему маслу дают стечь в течение 25-30 мин, а затем очищают, промывают топливом и насухо протирают масляную ванну салфетками.

В каждой балке рамы дизель-генератор а имеется полость, служащая емкостью для сбора масла, скапливающегося в наддувочных ресиверах и непрерывно сливающегося в них по трубкам во время работы дизеля. Скопившееся в полостях масло периодически удаляют, для чего полости имеют сливные трубы с вентилями.

Масляную систему (рис. 59) условно можно разделить на три взаимосвязанных контура: главный контур (контур смазки дизеля), контур смазки вспомогательных механизмов и контур маслопрокачиваю-щего насоса.

Главный контур. Масляный насос 30 засасывает масло из масляной ванны дизеля через заборное устройство с сеткой и подает его через теплообменник 20 и фильтр грубой очистки 25 в масляную систему дизеля. Смазав трущиеся детали, масло сливается в масляную ванну. Для выпуска воздуха из фильтра грубой очистки на крышке фильтра установлен штуцерный вентиль 27, масло из фильтра удаляют

Схема масляной системы тепловоза

Рис. 59. Схема масляной системы тепловоза:

1, 13 — электроманометры давления масла иа входе в дизель; 2, 14 — электротермомет температуры масла на входе в дизель; 3 — терморегулятор; 4-манометр (давление мае после фильтра); 5 — манометр (давление масла на питание гидромуфты); 6 — маномі (давление масла до фильтра); 7 — манометр (давление масла на смазку заднего распре, лительного редуктора и гидропривода); 8 — дизель; 9, 17, 18, 24, 29, 36, 39 — вентили; 1С масломериая рейка (щуп); И — реле давления масла; 12 — комбинированное реле (по т пературе); 15 — центробежный фильтр; 16 — запорно-регулировочный клапан; 19 — заглун (для выпуска воздуха); 20 — теплообменник; 21, 22 — карманы для ртутных термометр, 23 — маойозабориик; 25 — фильтр грубой очистки; 26 — пробка; 27 — штуцерный венти 28 — перепускной клапан; 30 — масляный насос; 31, 32 — предохранительные клапаны; Зі маслопрокачивающий насос; 34 — редукционный клапан; 35 — невозвратный клапан; 37 — 3 ний распределительный редуктор; 38 — автоматический привод.гидромуфты; 40 — гидроп вод вентилятора; А — соединительная головка; Б — заливная горловина через клапан (пробку) 26, установленный на корпусе. Теплообменн оборудован’заглушкой 19 (для выпуска воздуха) и трубой с вентил

24 для слива масла. Для предохранения агрегатов, установленных нагнетательной магистрали, от повышенного давления масла пос масляного насоса установлен предохранительный клапан, который < регулирован на давление 10 кгс/см2 (0,98 МПа). При увеличении дг ления масла свыше 10 кгс/см2 клапан срабатывает и сообщает нап тательную магистраль системы с картером дизеля.

Чтобы поддерживать заданное рабочее давление масла, постуї ющего на смазку узлов дизеля, установлен перепускной клапан, ко рый отрегулирован на давление 6,2 кгс/см2 (0,61 МПа). При увели-нии давления выше 6,2 кгс/см2 клапан срабатывает и перепускает м. ло из трубы, подводящей его к дизелю, в нижнюю полость КОрП} редуктора, которая соединена с картером. От нагнетательной полос масляного насоса отведена отдельная трубка, по которой часть мае через подпорный клапан проходит к центробежному фильтру. Очищенное масло стекает в картер дизеля. Подпорный клапан отключает фильтр при давлении масла в системе ниже 2,5 кгс/см2 (0,24 МПа).

В главном контуре контролируют температуру и давление масла, для чего на трубе подвода масла к дизелю установлено по два датчика электротермометров и электроманометров, указатели которых расположены на пульте в каждой кабине машиниста. Кроме того, на пульте каждой кабины установлено по одному указателю электроманометров, которые используются для контроля давления масла в системе ведомого локомотива при сочленении тепловозов. К этим указателям подключаются датчики указателей сочленяемых кабин путем соответствующего переключения вставки штепсельного разъема. Рабочая* (нормальная) температура масла на входе в дизель поддерживается в пределах 60-70° С. Максимально допустимая температура — 70° С; минимальная, при которой разрешается пуск дизеля, — не менее + 15° С. Давление масла при верхнем пределе рабочей температуры на номинальной мощности поддерживается не менее 5 кгс/см2 (0,49 МПа) и на минимальной частоте вращения не менее 3 кгс/см2 (0,29 МПа). Для более точного замера температуры масла во время испытаний и регулировок, а также для оценки работы теплообменника и контроля показателей электротермометров на трубах до и после теплообменника установлены карманы 21 и 22 для ртутных термометров.

При эксплуатации тепловоза возможны случаи неисправностей отдельных узлов (неисправности масляного насоса, разрыв дюритов на трубах, неисправности автоматики холодильника и др.), которые могут вызвать повышение температуры масла или падение его давления. Чтобы предотвратить в этих случаях аварию дизеля, система обо’ рудована защитами по температуре и давлению. Термореле, смонтированное в одном корпусе с термореле воды, датчик которого установлен на трубе подвода масла к дизелю, снимает нагрузку с дизель-генератора при температуре масла на входе в дизель, равной 70-75° С. Реле давления установлено на дизеле и подключено в его масляную систему. Это реле защищает дизель при понижении давления масла (снятие нагрузки и остановку дизеля), а также блокирует пуск при отсутствии давления.

Степень засоренности фильтрующих элементов’ фильтра грубой очистки масла контролируют по перепаду давлений до и после фильтра. Для этого в дизельном помещении на щитке приборов установлены манометры 4 и 6. Перепад давлений до и после фильтра допускается не более 1,5 кгс/см2 (0,15 МПа). Повышенный перепад указывает на засоренность фильтра и необходимость его промывки. В процессе эксплуатации дизеля периодически берут пробу масла на анализ, для чего на трубе после фильтра грубой очистки имеется патрубок с вентилем 29. Пробу масла берут при работающем дизеле.

Контур смазки вспомогательных механизмов. Часть масла после фильтра грубой очистки по трубопроводу через предохранительный клапан 32 и вентиль 36 поступает в терморегулятор 3 автоматического привода гидромуфты и далее на питание гидромуфты гидропривода вентилятора холодильной камеры. Кроме того, от этого ж< трубопровода имеются два отвода: один (до предохранительного кла пана), имеющий вентиль, — на питание сервомотора автоматической привода гидромуфты, другой (после вентиля), имеющий редукцион ный клапан, — на смазку заднего распределительного редуктора і редуктора гидропривода. Из гидропривода вентилятора и заднего рас пределительного редуктора масло откачивается смонтированным] на них насосами в общую трубу, по которой поступает в картер ди зеля. В эту же трубу сливается масло из сервомотора автоматиче ского привода гидромуфты.

Предохранительный клапан 32, одинаковый по конструкции с пре дохранительным клапаном топливной системы, регулируется на дав ление 0,7 кгс/см2 (68 кПа). Это давление несколько выше, чем давле ние, которое создает маслопрокачивающий насос. Только при дости жении давления 0,7 кгс/см2 и выше открывается клапан и пропускає масло. Таким образом исключается переполнение гидропривода вен тилятора и заднего распределительного редуктора при работе масле прокачивающего насоса. Для поддержания постоянного давлени: на смазку редуктора гидропривода и заднего распределительного ре дуктора установлен редукционный клапан, который регулируется н давление 0,3-0,7 кгс/см2 (29-68 кПа).

Работу контура смазки вспомогательных механизмов контроли руют по двум манометрам 5 и 7, установленным на щитке приборо в дизельном помещении. Один манометр 7 показывает давление н смазку редуктора и гидропривода вентилятора, которое поддержи вается 0,3-0,7 кгс/см2. Другой манометр показывает давлени на питание гидромуфты гидропривода, которое поддерживаете 0,7-1,2 кгс/см2 (68-118 кПа). При минимальной частоте вращени вала дизеля и хорошо прогретом масле давление на смазку может пс нижаться до 0,10 кгс/см2 (9,8 кПа) и на питание — до 0,15-ktc/cn (15кПа).

Терморегулятор 3 автоматического привода гидромуфты упран ляет работой правых жалюзи холодильной камеры и подает сигна на сервомотор, который через гидромуфту устанавливает требуемуі частоту вращения вала вентилятора холодильной камеры. Этим ре гулируется в необходимых пределах температура воды в контуре ох лаждения масла, что в свою очередь и приводит к автоматическом поддержанию заданной рабочей температуры масла в системе. Вентг ли 36 и 39 позволяют ремонтировать терморегулятор и сервомото без слива масла из системы.

Контур маслопрокачивающего насоса. Маслопрокачивающий ш сое 33 забирает масло из масляной ванны дизеля и через невозврат ный клапан 35 подает масло в нагнетательную трубу главного конт} ра масляной системы. Далее масло проходит по контуру так же, ка и при работе масляного насоса дизеля. Невозвратный (обратные клапан 35 запирает контур маслопрокачивающего насоса при работ дизеля.

Редукционный клапан. В корпусе 5 (рис. 60) находятся клапан с пружиной 3 и опорная шайба. Поршень 8, пружина 9, центрирук щая шайба 10 и регулировочный винт 13 расположены в стакане 12. Стакан закрыт крышкой 14. Между стаканом 12 и корпусом 5 установлено уплотнение 7. Клапан регулируется на постоянное на выходе давление масла 0,7 кгс/см2 (68 кПа) при помощи регулировочного винта 13, изменяющего затяжку пружины 9 через центрирующую шайбу 10. Под действием пружины 9 поршень 8 перемещается и через уплотнение 7 и опорную шайбу 6 перемещает клапан 4, сжимая или отпуская пружину 3 клапана. Таким образом устанавливается определенное проходное сечение между клапаном и седлом, соответствующее регулируемому давлению. При постоянном давлении устанавливается равновесие между усилием затяжки пружины 9 поршня и усилием от давления масла.

При повышении на выходе давления масла опорная шайба 6 поднимается вверх, сжимая пружину 9. При этом под действием давления масла и пружины 3 поднимается клапан 4, следовательно, уменьшается проходное сечение между корпусом 5 клапана и седлом. Дав- ■ ление масла соответственно уменьшается и становится равным первоначальному. При понижении на выходе давления масла в системе опорная шайба 6 под действием пружины 9 опускается вниз, тем самым передвинет вниз клапан 4. При этом увеличивается проходное сечение между клапаном и седлом, т. е. давление масла поднимается до первоначальной величины.

Невозвратный клапан. В корпус клапана (рис. 61) ввернут направляющий штуцер 5, по которому свободно перемещается клапан 3. Контактные поверхности клапана 3 и втулка 2 притерты друг к другу. При работе маслопрокачивающего насоса клапан 3 под давлением масла поднимается вверх и находится все время в открытом положении, обеспечивая маслу свободный проход через корпус клапана. При работе дизеля под давлением масла, создаваемым масляным насосом, дизеля, клапан 3 прижат к втулке и масло не может пройти в нагнетательную трубу маслопрокачивающего насоса.

Промывка масляной системы тепловоза. Вновь собранные после ремонта дизель и масляную систему промывают в следующем порядке:

а) очищают внутреннюю полость картера обтирочным материалом,’ смоченным в дизельном топливе;

б) устанавливают в фильтр грубой очистки масла чистые фильтрующие элементы. Заглушают грубы подвода смазки к турбокомпрессорам;

Редукционный клапан

Рис. 60. Редукционный клапан:

1 — пробка; 2 — прокладка; 3,9 — пружины; 4 — клапан; 5 — корпус; 6 — шайба опорная; 7 — уплотнение; 8 — поршень; 10 — шайба центрирующая; 11 -пломба; 12 — стакан; 13 — регулировочный винт; 14-крышка

m62_66

в) устанавливают между фильтром грубой очистки масла и трубой подвода масла на дизель сетку с ‘ ячейкой 0,07-0,08 мм, закрытую с обеих сторон сетками с отверстиями ячеек диаметром 1-2 мм;

г) заправляют в масляную ванну дизеля 200-250 л дизельного топлива и прокачивают систему и дизель маслопрокачиваю-щим насосом. Периодически, через 10-15 мин, осматривают состояние сетки после фильтра грубой очистки масла. Прокачку дизеля топливом этапами по 10-15 мин продолжают до тех пор, пока на сетке не прекратится отложение грязи (но не менее 1 ч), после чего снимают сетки. Осматривают и очищают фильтрующие элементы фильтра грубой очистки масла;

д) сливают топливо из масляной ванны, теплообменника, фильтра и трубопровода. Снимают заглушки с труб подачи смазки к турбоком-п рессорам;

е) заправляют в масляную ванну дизеля масло. Прокачивают дизель маслом в течение 60 мин, проворачивая при этом коленчатый вал дизеля вручную на 2-3 оборота через каждые 5 мин;

ж) пускают дизель, отрабатывают первый обкаточный этап;

з) сливают масло из дизеля и трубопровода, очищают фильтр грубой очистки, заправляют систему свежим маслом до верхней метки масломерного щупа;

и) продолжают обкатку дизеля.

Рис. 61. Невозвратный клапан:

1 — корпус; 2 — втулка; 3 — клапан; 4 — прокладка; 5 — штуцер; Є — пробка

Водяная система тепловоза | Тепловоз 2М62 | Принципиальная схема электрической передачи

Добавить комментарий