Инструкция 1C. О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 января 1994 г. N 1Ц

ПРИКАЗ

О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ

ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

(В ред. Указаний МПС России от 12.05.94 г. N 64у,

от 17.10.2000 N 276у, от 10.05.2001 N 96у,

Приказов МПС России от 25.03.2002 N 12,

от 07.04.2003 N 14, от 04.08.2003 N 58)

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Заместителям Министра, начальникам: управлений МПС, железных дорог, отделений железных дорог, руководителям предприятий и организаций уделять первостепенное внимание повышению безопасности движения как одному из важнейших качественных показателей работы железнодорожного транспорта. Принять меры к предупреждению и устранению причин, порождающих крушения, аварии и случаи брака в поездной и маневровой работе, для чего:

1.1. Обеспечить должную организацию ввода новых Правил технической эксплуатации железных дорог, инструкций по сигнализации, по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, своевременное внесение изменений в действующие нормативные акты, связанные с ПТЭ и указанными инструкциями. Особое внимание при этом уделить качеству изучения этих документов и проверке их знания железнодорожниками, связанными с движением поездов.

1.2. Решающее значение придать укреплению трудовой и технологической дисциплины железнодорожников, связанных с движением поездов, созданию им надлежащих условий труда и быта.

В течении 1994-1995 гг. осуществить комплекс мер, направленных на повышение качества их профессиональной подготовки и технической учебы, предусмотрев:

1.2.1. переработку программ производственного обучения с расширением вопросов предупреждения аварийности, издание методических рекомендаций и учебных пособий по обеспечению безопасности движения поездов;

1.2.2. оснащение учебных кабинетов предприятий современными тренажерами, киноаппаратурой, электронными экзаменаторами, другими техническими средствами и наглядными пособиями, способствующими закреплению знаний и выработке навыков действий в нестандартных ситуациях;

1.2.3. введение зачетной системы проверки знания железнодорожниками Правил технической эксплуатации железных дорог, других нормативных актов и должностных инструкций.

1.3. Широко использовать все возможные формы материального и морального поощрения железнодорожников, обеспечивающих безопасность движения. Наиболее отличившихся работников, и в первую очередь предотвративших крушения и аварии, представлять в установленном порядке к отраслевым и государственным наградам.

Нанесенных материальный ущерб от брака в работе, крушений и аварий возмещать с соответствующих предприятий, а также с виновных лиц в порядке, установленном законодательством.

1.4. Обобщать и повсеместно распространять положительный опыт предприятий, а также отдельных железнодорожников, работающих без нарушений безопасности движения поездов.

2. Заместителям Министра, начальникам: управлений МПС, железных дорог, отделений железных дорог, руководителям организаций и линейных предприятий:

обеспечить содержание в постоянной исправности технических средств транспорта, а также внедрение приборов и систем диагностики для предупреждения аварийных ситуаций;

осуществить работы по приведению хозяйств в соответствие с Правилами технической эксплуатации железных дорог, предусматривая для этого ежегодно необходимые ассигнования;

по каждому хозяйству, железной дороге, отделению железной дороги и предприятию ежегодно разрабатывать задания по внедрению технических средств, предусмотренных Государственной программой по повышению безопасности движения на период 1993-2000 гг., планами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ МПС, а также новых технологий, устройств и приборов, созданных на местах.

3. Начальникам: управлений МПС, железных дорог, отделений железных дорог и руководителям линейных предприятий особое внимание уделять безопасности движения пассажирских поездов, обеспечивая при этом:

профессиональный отбор локомотивных бригад для вожделения пассажирских поездов из числа наиболее опытных машинистов и помощников машиниста, имеющих право управления локомотивом;

исправное содержание локомотивов, пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава, приемку их командам составом из плановых видов ремонта, проверку технического состояния в эксплуатации по графику, утвержденному начальником отделения железной дороги;

соблюдение графика движения и порядка пропуска пассажирских поездов по станциям, регламента переговоров между машинистами пассажирских поездов, поездными диспетчерами и дежурными по станциям, особенно на подходах к раздельным пунктам при изменившихся условиях приема и пропуска поездов;

сопровождение пассажирских поездов начальствующим, ревизорско-инструкторским и диспетчерским составом по утвержденным начальником железной дороги и начальником отделения железной дороги графикам с принятием мер по устранению выявленных недостатков;

ежесуточное рассмотрение выполнения графика движения пассажирский поездов и оперативное расследование срывов, допущенных при пропуске их по станциям и проследовании по участкам.

4. Начальникам железных дорог и начальникам отделений железных дорог обеспечить выполнение требований нормативных документов в части соблюдения мер безопасности при перевозке опасных грузов и производстве маневровой работы с вагонами, загруженными этими грузами, утвердить перечень конкретных лиц, отвечающих за организацию технического обучения и инструктажа работников, непосредственно связанных с перевозкой опасных грузов.

5. Заместителю Министра А.Н.Кондратенко, начальнику Главного управления вагонного хозяйства, начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог, директорам заводов МПС, начальникам вагонных депо осуществить комплекс организационных и технических мер по устранению недостатков, имеющих место при эксплуатации и ремонте буксового узла вагонов на роликовых подшипниках, в том числе:

5.1. Установить порядок ежегодного проведения технологических проверок цехов и колесно-роликовых отделений вагонных депо и заводов с устранением выявленных недостатков. Ревизорам по безопасности движения, ОТК заводов и приемщикам вагонных депо возглавить эту работу,

5.2. Ежегодно по планам железных дорог устанавливать на перегонах устройства для контроля ходовых частей вагонов, обобщать и распространять накопленный опыт выявления неисправностей буксового узла, дисков колес, боковых рам и надрессорных балок тележек вагонов.

5.3. Совместно с Управлением кадров и учебных заведений организовать в 1994 году на базе дорожных технических школ, на ремонтных заводах и при вагонных депо постоянно-действующие курсы по подготовке и повышению квалификации мастеров, бригадиров и слесарей, производящих ремонт роликовых букс.

6. Начальнику Главного управления пути, начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог обеспечить проведение комиссионных осмотров пути, сооружений и устройств руководящими и инженерно-техническими работниками управлений железных дорог, отделений железных дорог и дистанций пути с принятием незамедлительных мер к устранению выявленных неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов. Проверку наиболее сложных участков пути и сооружений производить лично заместителям начальников железных дорог, начальникам служб пути и руководителям отделений железных дорог.

Важнейшей задачей в путевом хозяйстве считать обучение монтеров и бригадиров пути правилам производства путевых работ.

7. Начальникам железных дорог и начальникам отделений железных дорог продолжить работу по предупреждению аварийности на железнодорожных переездах и обеспечению их содержания в исправном состоянии.

Добиваться решения правительствами республик в составе Российской Федерации, администрациями краев, областей и автономных образований вопросов, связанных со строительством путепроводов, закрытием малодеятельных переездов и проведением руководителями автотранспортных предприятий профилактических мер с водительским составом в части предупреждения дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах.

8. Начальнику Управления сигнализации, связи и вычислительной техники, начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог на основе тщательного анализа допускаемых отказов в работе устройств автоматики и связи осуществить дополнительные меры по повышению их надежности и соблюдению работниками дистанций сигнализации и связи правил и инструкций при производстве ремонтных работ и устранении повреждений. Главное внимание при этом сосредоточить на контроле за состоянием устройств, внедрении средств диагностики и регистрации параметров, имеющих отклонения от норм, оборудовании рабочих мест дежурных диспетчеров дистанций средствами контроля за выполнением графика технологического процесса.

9. Заместителю Министра — начальнику Главного управления по безопасности движения и экологии, начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог повысить роль и ответственность работников аппарата по безопасности движения поездов. Постоянно совершенствовать стиль и методы их работы, изыскивая и реализуя на практике новые подходы к решению задач по усилению безопасности движения.

10. Заместителю Министра — начальнику Главного управления по безопасности движения и экологии, главным ревизорам железных дорог и главным ревизорам отделений железных дорог по безопасности движения поездов.

10.1. Глубоко изучить и анализировать положение дел на местах, полнее вскрывать недостатки в организации безаварийной работы, всемерно пресекать факты недисциплинированности, халатности, необъективного расследования нарушений безопасности движения, искажения их классификации и учета.

10.2. Добиваться устранения вскрытых недостатков в обеспечении безаварийной работы, в полной мере использовать предоставленные работникам ревизорского аппарата права, активно воздействовать на повышение уровня профилактики нарушений. Не оставлять ни одной проверки без взыскательного разбора и осуществления мер по недопущению повторения нарушений.

10.3. Изыскивать и внедрять новые формы общественного контроля, всемерно способствовать применению материального и морального стимулирования обеспечения безопасности движения.

10.4. Активизировать работу помощников начальников линейных предприятий по безопасности движения и уделять должное внимание организации их деятельности по предупреждению аварийности.

10.5. Строго соблюдать периодичность проведения ревизий по безопасности движения:

10.5.1. линейных предприятий — ежегодно с разбором результатов начальником отделения железной дороги;

10.5.2. отделений железных дорог — один раз в два года с проверкой устранения недостатков через год. Разбор результатов осуществлять начальнику железной дороги;

10.5.3. железных дорог — один раз в два года с проверкой устранения недостатков через год. Разбор результатов осуществлять начальнику железной дороги совместно с руководителями Главного управления по безопасности движения и экологии МПС.

По результатам указанных ревизий и проверок издавать приказы соответственно начальника отделения железной дороги и начальника железной дороги с выводами и мерами по устранению выявленных недостатков.

По результатам ревизий и проверок, произведенных аппаратом Главного управления по безопасности движения и экологии при необходимости издавать указания МПС.

11. Начальникам управлений МПС, директорам научно-исследовательских институтов, ректорам высших учебных заведений сосредоточить внимание на научных разработках по созданию с учетом мирового опыта и последних достижений науки и техники эффективных систем, устройств и приборов, обеспечивающих повышение безопасности движения поездов.

12. Директору Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта совместно с причастными управлениями МПС в целях поэтапного ввода системы сертификации и лицензирования и более совершенных форм организации обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте разработать в 1994-1995 гг.:

организационную структуру и основные организационные и нормативные документы железнодорожной системы сертификации новых и серийно производимых технических средств, поставляемых отечественной промышленностью и импортируемых для эксплуатации на железных дорогах России, и системы лицензирования производственной деятельности предприятий по ремонту железнодорожных технических средств;

основные отраслевые стандарты и другие нормативные документы в области безопасности движения на железнодорожном транспорте и по обеспечению надежности в работе технических средств.

13. Начальнику Управления кадров и учебных заведений МПС, ректорам высших учебных заведений и директорам техникумов:

повысить уровень подготовки специалистов железнодорожного транспорта по вопросам организации обеспечения безопасности движения;

совместно с причастными управлениями МПС пересмотреть программы подготовки и повышения квалификации специалистов и руководящих работников на 1994-1995 и последующие учебные годы, предусмотрев в них дальнейшее углубление изучения проблемы безопасности движения и повышение уровня практического закрепления полученных знаний.

14. Директору Центрального научно-исследовательского института информации, технико-экономических исследований и пропаганды железнодорожного транспорта, начальнику Пресс-службы МПС, руководителям средств массовой информации отрасли постоянно освещать положение дел с безопасностью движения поездов, раскрывать обстоятельства и причины допускаемых нарушений, пропагандировать опыт безаварийной работы.

15. Заместителям Министра, начальникам управлений МПС, начальникам железных дорог в двухмесячный срок с учетом положений настоящего Приказа и накопленного опыта рассмотреть действующие нормативы личного участия начальствующего и ревизорско-инструкторского состава в осуществлении профилактических мер по предупреждению аварийности и при необходимости их откорректировать.

Установить, что нормативы утверждаются:

15.1. для начальников железных дорог, заместителей начальников железных дорог и начальников отделений железных дорог — первым заместителям Министра;

15.2. для начальников служб — начальниками соответствующих управлений МПС;

15.3. для руководителей аппарата по безопасности движения поездов железных дорог и отделений железных дорог — заместителям Министра — начальникам Главного управления по безопасности движения и экологии;

15.4. для остальных работников начальствующего состава, связанных с организацией обеспечения безопасности движения, ревизорского аппарата управлений железных дорог и отделений железных дорог — начальникам железных дорог.

16. Начальникам управлений МПС, начальникам железных дорог на основе изучения положения дел на предприятиях, анализа состояния дисциплины и содержания технических средств ежегодно разрабатывать организационно-технические мероприятия по выполнению настоящего Приказа.

Организацию обеспечения безопасности движения и выполнения настоящего Приказа возглавить лично первым руководителям всех подразделений железнодорожного транспорта.

17. Утвердить и ввести в действие с 15 февраля 1994 г.:

Основные направления системы профилактических мер по предупреждению аварийности на железных дорогах (приложение N 1);

Классификацию нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах (приложение N 2);

Инструкцию о порядке служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах (приложение N 3).

18. Приказ МПС СССР от 11 февраля 1991 г. N 10Ц признать не действующим в системе Министерства путей сообщения Российской Федерации с 15 февраля 1994 г.

Министр

Приложение N 1

к приказу МПС

от 08.01.94г. N 1Ц

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

АВАРИЙНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

Безопасность движения на железнодорожном транспорте обеспечивается путем осуществления комплекса профилактических мер, которые предусматривают:

1. Укомплектование и расстановку кадров в соответствии с установленными нормативами численности и профессиональными требованиями.

2. Профессиональный отбор кандидатов на должности, связанные с движением поездов.

3. Научно обоснованную организацию труда и управление производством.

4. Укрепление трудовой и технологической дисциплины, решение социальных вопросов.

5. Периодическое медицинское обследование работников, связанных с движением поездов, а также предрейсовый контроль за состоянием здоровья локомотивных бригад.

6. Организацию технического обучения кадров и повышения их квалификации, отработку практических навыков действий в нестандартных ситуациях.

7. Периодические испытания работников, связанных с движением поездов, в знании ПТЭ, других нормативных актов и должностных инструкций.

8. Анализ состояния безопасности движения, выявление "узких" мест, разработку и осуществление мер по их устранению.

9. Регулярное проведение внезапных проверок (в т. ч. ночных) несения службы работниками, связанными с движением поездов и маневровой работой.

10. Проведение еженедельных дней безопасности движения.

11. Широкое использование материальных и моральных форм стимулирования обеспечения безопасности движения, а также применение материальной ответственности за причиненный ущерб от брака, аварии или крушения.

12. Расследование каждого случая нарушения безопасности движения с разбором результатов в установленном порядке.

13. Осуществление постоянной работы по повышению качества ремонта и содержания пути, искусственных сооружений, локомотивов, вагонов, устройств сигнализации и связи, электроснабжения, железнодорожных переездов и других технических средств транспорта.

14. Содержания в исправном состоянии и эффективное использование средств дефектоскопии и систем диагностики.

15. Осуществление по утвержденному графику проверок состояния и использования устройств и приборов безопасности (АЛСН, ПОНАБ, ДИСК, радиосвязь и других) с принятием мер по устранению выявленных недостатков.

16. Проведение постоянной работы по созданию и внедрению новых устройств, приборов безопасности и систем диагностики в соответствии с Государственной программой по повышению безопасности движения и имеющимися разработками на местах.

17. Сертификацию технических средств железнодорожного транспорта и лицензирование производственной деятельности предприятий по их ремонту.

18. Проведение осмотров хозяйства и ревизий железных дорог, отделений железных дорог и предприятий с установленной периодичностью.

19. Рассмотрение результатов весеннего и осеннего осмотров технических средств, степени готовности хозяйства и кадров к перевозкам в зимних условиях.

20. Осуществление комплекса организационно-технических мер по предупреждению особо опасных нарушений и прежде всего:

20.1. проездов запрещающих сигналов; 20.2. несоблюдения порядка

закрепления подвижного состава от самопроизвольного его ухода со станций и регламента действий при приеме, отправлении и проследовании поездов, особенно пассажирских и с вагонами, загруженными опасными грузами;

20.3. отправления поездов с перекрытыми концевыми кранами тормозной магистрали, а также вагонов, загруженных свыше установленного норматива;

20.4. несоблюдения правил содержания бесстыкового пути и ограждения сигналами опасного места для движения поездов при производстве работ;

20.5. неограничения скорости движения поездов на участках, не гарантирующих по состоянию пути их безопасный пропуск с установленной скоростью движения;

20.6. изломов шеек осей колесных пар и других элементов ходовых частей вагонов;

20.7. столкновений с автотранспортом на железнодорожных переездах.

21. Изыскание и внедрение новых форм организации обеспечения безопасности движения.

22. Обобщение и распространение опыта безаварийной работы.

Заместитель Министра

начальник Главного управления

безопасности движения и экологии

Приложение N 2

к приказу МПС

от 08.01.94 г. N 1Ц

КЛАССИФИКАЦИЯ

НАРУШЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

В ПОЕЗДНОЙ И МАНЕВРОВОЙ РАБОТЕ

НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

(В ред. Приказов МПС России от 25.03.2002 N 12,

от 04.08.2003 г. N 58)

1. Нарушения безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах классифицируются:

1.1. крушения поездов;

1.2. аварии;

1.3. особые случаи брака в работе;

1.4. случаи брака в работе;

2. К крушениям поездов относятся:

столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах и станциях, в результате которых:

погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди,

или повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.

3. К авариям относятся:

3.1. столкновения пассажирских поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских поездах на перегонах и станциях, не имеющие последствий, указанных в п.2, но в результате которых повреждены локомотивы или вагоны соответственно в объемах ремонта ТР-2 и деповского или более сложных ремонтов;

3.2. столкновения грузовых поездов с другими грузовыми поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в грузовых поездах на перегонах и станциях, не имеющие последствий, указанных в п.2, но в результате которых допущено повреждение локомотивов или вагонов в объеме капитального ремонта;

3.3. столкновения и сходы подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, в результате которых:

погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди,

или повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.

4. К особым случаям брака в работе относятся:

столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах и станциях, не имеющие последствий, указанных в пунктах 2 и 3;

прием поезда на занятый путь;

отправление поезда на занятый перегон;

прием или отправление поезда по неготовому маршруту;

проезд запрещающего сигнала или предельного столбика;

перевод стрелки под поездом;

уход подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон;

развал груза в пути следования;

излом оси, осевой шейки или колеса;

излом боковины или надрессорной балки тележки вагона;

обрыв хребтовой балки подвижного состава;

отцепка вагона от пассажирского поезда в пути следования из-за технических неисправностей;

отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;

порча локомотива с требованием вспомогательного локомотива в пассажирском поезде;

неограждение сигналами опасного места для движения поездов при производстве работ;

ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего показания;

столкновение поезда с автотранспортным средством или другой самоходной машиной, допущенное по вине железнодорожников;

перекрытие разрешающего показания сигнала на запрещающее, вызвавшее проезд запрещающего сигнала (на станции),

излом рельса под поездом.

(В ред. Приказа МПС России от 25.03.2002 N 12. Пункт действует с 01.03.2002 г. — прим.ред.)

5. К случаям брака в работе относятся:

отцепка вагона от грузового поезда в пути следования из-за грения буксы или других технических неисправностей;

соморасцеп автосцепок в поезде;

взрез стрелки;

отцепка вагона от поезда на промежуточной станции из-за нарушения технических условий погрузки, угрожающего безопасности движения;

неисправность устройств АЛСН на локомотиве в пути следования, в результате которой затребован вспомогательный локомотив;

обрыв автосцепки подвижного состава;

падение на путь деталей подвижного состава;

неисправности пути, подвижного состава, устройств СЦБ и связи, контактной сети, электроснабжения и других технических средств, в результате которых допущена задержка поезда на перегоне хотя бы по одному из путей или на станции сверх времени, установленного графиком движения, на один час и более;

неисправность пути, потребовавшая выдачи поездным диспетчером по заявке начальника вагона-путеизмерителя приказа о закрытии движения на участке или ограничения скорости движения поездов до 15 км/час;

сходы подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, не имеющие последствий, указанных в п.3.3;

столкновения подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, не имеющие последствий, указанных в п. 3.3, но при которых повреждены локомотивы в объеме ремонта ТР-1 или вагоны в объеме текущего отцепочного ремонта (или более сложных ремонтов подвижного состава);

излом рельса;

(В ред. Приказа МПС от 07.04.2003 г. N 14)

наезд подвижного состава на устройство, механизмы оборудование и посторонние предметы.

(В ред. Приказа МПС от 04.08.2003 г. N 58)

Заместитель Министра

начальник Главного управления

по безопасности движения и экологии

Приложение N 3

к приказу МПС

от 08.01.94 г. N 1Ц

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

НАРУШЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

В ПОЕЗДНОЙ И МАНЕВРОВОЙ РАБОТЕ

НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

(В ред. Указания МПС от 17.10.2000 N 276у

от 10.05.2001 N 96у,

Приказа МПС России от 25.03.2002 N 12,

Указания МПС России от 10.05.2001 N 96у)

Приказа МПС России от 28.10.2002 N 47)

I. Общие положения

1.1. Служебное расследование нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе в зависимости от классификации (крушения, аварии, особые случаи брака в работе, случаи брака в работе) производят руководители железных дорог, аппарата по безопасности движения поездов железных дорог и отделений железных дорог руководители линейных предприятий.

В служебном расследовании крушений поездов с тяжелыми последствиями (погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди, произошло загрязнение окружающей среды, нанесен значительный материальный ущерб) участвуют руководители и специалисты управлений Министерства путей сообщения.

Представители прокуратуры и других причастных ведомств Российской Федерации действуют в этих случаях в соответствии со своими полномочиями и инструкциями.

1.2. При служебном расследовании должны быть выявлены все обстоятельства, при которых произошло нарушение безопасности движения, его причины, последствия и виновные лица.

На основе материалов расследования и проведенных одновременно проверок разрабатываются и осуществляются мероприятия по предупреждению повторения подобных нарушений безопасности движения.

1.3. Исследования и испытания, связанные с расследованием причин нарушений безопасности движения, проводятся Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта. В необходимых случаях для этого могут привлекаться другие институты и научные организации.

1.4. Руководство отделения железной дороги и соответствующего линейного предприятия несет ответственность за сохранность рельсов, деталей подвижного состава и других предметов, которые могут иметь значение при установлении причин крушения, аварии или случая брака в работе в течение всего периода служебного расследования и следствия. Решение о направлении указанных деталей и предметов на исследование или испытание и о сроках их хранения принимается по согласованию с органами прокуратуры и Главным управлением по безопасности движения и экологии МПС.

1.5. Ответственность за правильность классификации нарушения безопасности движения, отнесенного к крушению или аварии, своевременное и полное оформление материалов расследования и представление их в установленные сроки в МПС несет начальник железной дороги.

1.6. Ответственность за правильность классификации нарушения безопасности движения, отнесенного к особому случаю брака в работе (или случаю брака в работе), оформление материалов расследования и своевременное представление их в вышестоящие инстанции несет руководитель, возглавляющий служебное расследование данного случая.

1.7. Сходы и столкновения подвижного состава при поездной работе учитываются случаями брака такого же наименования независимо от причины нарушения входящего в перечень особых случаев брака и случаев брака в работе, приведенных в п.п.4 и 5 настоящих инструктивных указаний.

Сходы и столкновения подвижного состава при маневровой работе учитываются случаями брака такого же наименования, если причиной их являются нарушения, не входящие в перечень особых случаев брака и случаев брака в работе, приведенный в п.п.4, 5 настоящих инструктивных указаний.

Настоящий учет случаев брака в работе вводится в действие с 1 июня 2001 года с соответствующей корректировкой базы данных пяти месяцев текущего года и аналогичного периода 2000 года.

(В ред. Указания МПС России от 10.05.2001 N 96у)

II. Порядок служебного расследования крушений и аварий

2.1. Служебное расследование крушений и аварий возглавляет на месте начальник железной дороги.

2.2. По получении сообщения о крушении или аварии начальник железной дороги, начальник отделения железной дороги, главные ревизоры железной дороги и отделения железной дороги по безопасности движения поездов, начальники причастных служб и предприятий немедленно выезжают на место расследования и принятия мер по оказанию помощи пострадавшим, а также по организации ликвидации последствий.

2.3. На расследование крушения с пассажирским поездом с тяжелыми последствиями выезжают заместитель Министра — начальник Главного управления по безопасности движения и экологии, заместитель Министра, в подведомственном хозяйстве которого допущено крушение, и начальники причастных управлений МПС.

2.4. На расследование крушения или аварии пассажирского поезда, не имеющих последствий, указанных в п. 2.3, а также крушения или аварии грузового поезда с тяжелыми последствиями, из МПС выезжают заместитель начальника Главного управления по безопасности движения и экологии и заместителю начальников причастных управлений МПС.

2.5. Решение об участии в расследовании других руководителей специалистов подразделений железнодорожного транспорта принимается по Министерству путей сообщения — заместителем Министра — начальникам Главного управления по безопасности движения и экологии МПС, а по железной дороге — начальником железной дороги.

2.6. Для расследования крушений с тяжелыми последствиями при необходимости образуются ведомственная комиссия, состав и задачи которой определяет Министр путей сообщения.

2.7. О крушениях и авариях начальник железной дороги обязан лично докладывать Министру путей сообщения.

О случаях травмирования пассажиров при крушении начальник железной дороги докладывает в Главное пассажирское управление МПС с сообщением фамилий пострадавших, места их жительства и принимаемых мер по оказанию им необходимой помощи.

2.8. Руководители линейных предприятий, восстановительных и пожарных поездов, медицинских подразделений, не ожидая прибытия лиц для расследования крушения или аварии, немедленно принимают меры по оказанию необходимой помощи пострадавшим и приступают к ликвидации последствий, обеспечивая при этом сохранность подвижного состава и перевозимых грузов.

2.9. На месте крушения или аварии:

изымаются скоростемерная лента локомотива, натурный лист поезда, справка формы ВУ-45 об обеспечении поезда тормозами, предупреждения об ограничении скорости движения и бортовой журнал локомотива;

составляется схема разрушения пути и расположения подвижного состава, следов схода его с рельсов с привязкой к километру и пикетам начала схода и места остановки локомотива и отдельных групп вагонов;

производится фотографирование общего вида последствий крушения или аварии, поврежденного пути, подвижного состава, обнаруженных на пути посторонних предметов, изломанных деталей, неправильно загруженных вагонов, перекрытых концевых кранов, положения органов управления локомотива и др.;

составляются акты осмотра места схода, технического состояния подвижного состава, пути, устройств СЦБ связи и других устройств, имеющих значение при установлении причин крушения или аварии (указанные акты подписываются руководителями предприятий железной дороги, первыми прибывшими на место происшествия);

берутся письменные (в необходимых случаях на магнитофон) объяснения от лиц, причастных к происшествию, а также от других работников сведения, которые могут быть полезны для установления причины крушения или аварии;

фиксируются погодные условия в момент крушения (аварии).

Ответственность за проведение указанной работы несет главный ревизор отделения железной дороги по безопасности движения поездов.

2.10. Дополнительное повреждение подвижного состава при восстановительных работах, вызываемое невозможностью с использованием имеющихся технических средств возобновить в короткий срок движение, может быть допущено только по разрешению начальника железной дороги в исключительных случаях на участках с особо интенсивным движением поездов. В данном случае степень дополнительного повреждения подвижного состава при классификации нарушения безопасности движения не учитывается.

2.11. После выяснения на месте причин крушения или аварии, но не позднее 24 часов с момента происшествия, начальник отделения железной дороги вместе с транспортным прокурором или прокурором района и главным ревизором отделения железной дороги по безопасности движения поездов сообщают по телеграфу за совместными подписями об обстоятельствах крушения или аварии в Главное управление по безопасности движения и экологии МПС, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и соответствующему транспортному прокурору. Об обстоятельствах крушений и аварий ставятся в известность местные органы власти, а при необходимости и другие ведомства.

III. Порядок оформления и разбора результатов служебного

расследования крушений и аварий

3.1. По результатам предварительного расследования крушения или аварии, но не позднее 48 часов с момента происшествия, начальником отделения железной дороги и главным ревизором отделения железной дороги по безопасности движения поездов составляется акт служебного расследования формы РБУ-1, который утверждается начальником железной дороги.

Начальник отделения железной дороги и начальник железной дороги соответственно в пяти и десятидневный срок после крушения или аварии должны разобрать их обстоятельства и оформить материал служебного расследования.

3.2. В дело с материалом о служебном расследовании крушения или аварии должны быть помещены в указанной последовательности следующие документы:

3.2.1. опись дела;

адресная телеграмма о допущенном крушении или аварии;

акт служебного расследования формы РБУ-1;

техническое заключение главного ревизора железной дороги по безопасности движения поездов и начальника службы, по вине работников которой произошел случай;

протоколы оперативного совещания по разбору крушения или аварии начальником отделения железной дороги и начальником железной дороги;

приказы начальника линейного предприятия, начальника отделения железной дороги и начальника железной дороги по результатам расследования крушения или аварии, в которых должны быть изложены также и меры по недопущению их повторения.

3.2.2. Документы, подтверждающие причину крушения или аварии:

схемы, акты и фотографии согласно п. 2.9 настоящей Инструкции с указанием имеющихся отступлений от норм содержания и повреждений технических средств в результате крушения или аварии;

результаты расшифровки скоростемерной ленты потерпевшего аварию или крушение поезда (с указанием где хранится подлинник скоростемерной ленты);

акты о состоянии и работе технических средств безопасности движения (ДИСК, ПОНАБ, АЛСН, радиосвязь и др.)

имеющих отношение к расследуемому случаю;

натурный лист поезда;

результаты проведенных экспериментов и расчеты (если они производились);

выкопировка из графика движения по участку, на котором допущено крушение или авария, заверенная начальником отдела перевозок отделения железной дороги, и данные о задержке поездов;

выписки из журналов ДУ-2, ТУ-2, ДУ-46 и из журналов диспетчерских распоряжений технико-распорядительных актов станций, журналов осмотра технических средств и из книги ревизорских указаний в части, касающейся причин крушения или аварии;

план и профиль пути на месте крушения или аварии, справки о результатах последней проверки пути путеизмерительными и дефектоскопными средствами с приложением лент путеизмерительных вагонов, а также копии записей в книгах ПУ-28 и ПУ-29 о результатах натурных проверок пути;

метеорологическая справка;

другие документы, касающиеся причины допущенного крушения или аварии.

3.2.3. Характеристики лиц, причастных к крушению или аварии, их объяснения, сведения о режиме труда и отдыха, о результатах последних испытаний в знании ПТЭ, других нормативных актов и должностных инструкций, а также заключение о медицинском освидетельствовании непосредственных виновных, необходимость в котором определяется в каждом конкретном случае.

3.2.4. Документы, характеризующие последствия крушения или аварии:

список пострадавших людей с предварительным диагнозом и указанием их домашнего адреса и места работы;

акты о повреждении вагонов (по форме ВУ-25) и локомотивов;

справка о повреждении грузов;

справка о предварительных данных об убытках от утраты груза и повреждения технических средств, а также о затратах на ликвидацию последствий;

справка о зоне ликвидации последствий с указанием имевших место недостатков в продвижении восстановительных поездов и организации их работы.

Формирование указанного дела осуществляет причастная служба и ее подразделения на отделении железной дороги по безопасности движения поездов под контролем главного ревизора железной дороги по безопасности движения поездов.

3.3. Материал служебного расследования крушения или аварии составляется не менее чем в шести экземплярах и не позднее 10-дневного срока с момента крушения или аварии направляется в транспортную прокуратуру, Главное управление по безопасности движения и экологии МПС, соответствующую службу управления дороги, отделение железной дороги и линейное предприятие. Один экземпляр материала хранится в аппарате по безопасности движения поездов железной дороги. Количество дополнительных экземпляров этого материала, необходимых для работы, устанавливается главным ревизором железной дороги по безопасности движения поездов.

3.4. Техническое заключение, предложения, вытекающие из материала расследования крушения или аварии, происшедших по вине работников не железнодорожных организаций и предприятий, управлениями МПС, в подведомственных хозяйствах которых допущены эти случаи, направляются в соответствующие ведомства и организации для принятия с их стороны мер по недопущению подобных нарушений.

3.5. В исключительных случаях, когда материал по крушению или аварии не может быть представлен в установленный срок, начальником железной дороги должно быть получено разрешение начальника Главного управления по безопасности движения и экологии МПС на отсрочку представления материала.

3.6. Главное управление по безопасности движения и экологии МПС после проверки полноты и качества оформления материалов в представленном деле о крушении или аварии регистрирует его и передает в соответствующее управление МПС для использования при разборе крушения или аварии.

3.7. Разбор обстоятельств крушения проводит Министр путей сообщения Российской Федерации не позднее 15 дней с даты происшествия с участием заместителей Министра, руководителей департаментов, работников Департамента безопасности движения и экологии МПС России с вызовом в Министерство путей сообщения Российской Федерации руководителей железной дороги и отделения железной дороги.

Разбор обстоятельств крушения с тяжелыми последствиями при необходимости может проводиться на заседании Коллегии МПС России.

(В ред. Приказа МПС России от 25.03.2002 N 12. Пункт действует с 25.03.2002 г. — прим.ред.)

3.8. Разбор обстоятельств аварии проводит заместитель Министра, ведающий вопросами безопасности движения, не позднее 15 дней с даты происшествия с участием руководителей причастных департаментов, работников Департамента безопасности движения и экологии с вызовом в Министерство путей сообщения Российской Федерации руководителей железной дороги и отделения железной дороги.

По результатам разборов крушений, аварий в департаментах МПС России и на железных дорогах разрабатываются меры по предупреждению аналогичных случаев на сети железных дорог.

За выполнением принятых при разборах крушений или аварий решений и разработанных на железной дороге и в департаменте МПС России мероприятий должен быть установлен надлежащий контроль. (В ред. Приказа МПС России от 25.03.2002 N 12. Пункт действует с 25.03.2002 г. — прим.ред.)

3.9. По истечении двух месяцев после допущенного крушения или аварии начальник железной дороги должен представить в Главное управление по безопасности движения и экологии МПС информацию о выполнении мероприятий, разработанных на железной дороге по результатам расследования крушения или аварии.

Одновременно с этим главный ревизор железной дороги по безопасности движения поездов представляет следующие дополнительные документы:

справки о фактическом выпуске из ремонта подвижного состава и стоимости ремонта за подписью начальника депо (директора завода) и главного ревизора отделения железной дороги по безопасности движения поездов. Если поврежденный подвижной состав первоначально подлежал ремонту, а фактически исключен из инвентаря, об этом должно быть указано в справке с объяснением причин;

справки о материальном ущербе от крушения или аварии в денежном выражении (от порчи и утраты груза и отдельно от повреждения технических средств и сооружений);

справки о расходах восстановительных поездов (на рабочую силу, материалы, питание и т.п.);

списки пострадавших и справки лечебных учреждений с окончательным медицинским диагнозом и предположительным сроком лечения (если при крушении или аварии имелись пострадавшие лица).

3.10. По окончании разбора и проведения необходимых мероприятий, но не позднее трех месяцев после крушения или аварии, соответствующее управление МПС возвращает дело Главному управлению по безопасности движения и экологии МПС, оформленное в установленном порядке для сдачи в архив.

В деле, кроме материалов, полученных от железных дорог, должны содержаться:

протокол разбора в МПС;

заключение соответствующего управления МПС о выполнении мероприятий по предупреждению повторения подобных нарушений безопасности движения.

3.11. Главные ревизоры железных дорог по безопасности движения поездов должны докладывать в Главное управление по безопасности движения и экологии МПС о решениях судебных органов по допущенным крушениям и авариям.

IV. Порядок служебного расследования, оформление

4.1. Начальник железной дороги возглавляет с выездом на место служебное расследование следующих особых случаев брака в работе:

столкновение пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом;

сход подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах или станциях;

прием поезда на занятый путь;

отправление поезда на занятый перегон;

перевод стрелки под поездом;

уход подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон;

проезд запрещающего сигнала или предельного столбика;

ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего показания;

столкновение поезда с автотранспортным средством или другой самоходной машиной, если первичным расследованием установлено, что случай допущен по вине железнодорожников. В ред. Приказа МПС России от 28.10.2002 N 47

4.2. Заместители начальника железной дороги по соответствующим хозяйствам возглавляют с выездом на место служебное расследование следующих особых случаев брака в работе:

прием или отправление поезда по неготовому маршруту;

излом оси, осевой шейки или колеса;

излом боковины или надрессорной балки тележки вагона;

отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами. В ред. Приказа МПС России от 28.10.2002 N 47

4.3. В расследовании особых случаев брака в работе, указанных в пп. 4.1 и 4.2, должны участвовать главный ревизор железной дороги по безопасности движения поездов или его заместитель, начальник причастной службы, начальник отделения железной дороги, главный ревизор отделения железной дороги по безопасности движения поездов и начальник линейного предприятия, в хозяйстве которого допущен особый случай брака в работе.

4.4. Начальник отделения железной дороги возглавляет с выездом на место служебное расследование следующих особых случаев брака в работе:

развал груза в пути следования;

обрыв хребтовой балки подвижного состава;

неограждение сигналами опасного места для движения поездов при производстве работ;

перекрытие разрешающего показания на запрещающее, вызвавшее проезд запрещающего сигнала (на станции);

столкновение поезда с автотранспортным средством или другой самоходной машиной, если при этом пострадали люди.

В расследовании указанных особых случаев брака в работе должны участвовать начальник соответствующей службы или его заместитель, дорожный ревизор по безопасности движения и главный ревизор отделения железной дороги по безопасности движения поездов, начальник предприятия, в хозяйстве которого допущен брак в работе. В ред. Приказа МПС России от 28.10.2002 N 47

4.5. Первые заместители начальников отделений железной дороги возглавляют с выездом на место служебное расследование с участием ревизоров отделений железной дороги по безопасности движения поездов, начальников причастных отделов отделений железной дороги и начальников предприятий следующих особых случаев брака:

отцепка вагона от пассажирского поезда в пути следования из-за технических неисправностей;

порча локомотива в пассажирском поезде с требованием вспомогательного локомотива;

столкновение поезда с автотранспортным средством или другой самоходной машиной, если при этом не пострадали люди. В ред. Приказа МПС России от 28.10.2002 N 47

4.6. Расследование особых случаев брака, указанных в пп. 4.4 и 4.5, которые допущены работниками линейных предприятий дорожного подчинения, возглавляют на месте начальники соответствующих служб или их заместители.

В расследовании принимают участие дорожные ревизоры по безопасности движения поездов.

4.7. Расследование других случаев брака в работе возглавляют руководители линейных предприятий, в хозяйстве которых они допущены. В расследовании принимают участие ревизоры отделений железных дорог по безопасности движения поездов по соответствующим отраслям хозяйства.

4.8. Решение об участие в служебном расследовании нарушений безопасности движения других руководителей и специалистов подразделений железнодорожного транспорта, а также о порядке расследования происшествий, не предусмотренных настоящей Инструкцией, принимают начальники железных дорог и начальники отделений железных дорог.

4.9. После выяснения причин допущенных особых случаев брака в работе (случаев брака в работе), но не позднее 48 часов с момента происшествия, лица, возглавляющие расследование, составляют акт формы РБУ-3.

4.10. Все особые случаи брака и случаи брака в работе должны быть не позднее 3-х суточного срока разобраны на производстве руководителями линейных предприятий.

4.11. Обстоятельства всех особых случаев брака в работе должны быть не позднее 5-суточного срока рассмотрены также лично начальником отделения железной дороги.

Особые случаи брака в работе, служебное расследование которых возглавляли начальник железной дороги, заместитель начальника железной дороги, а также начальник отделения железной дороги или первый заместитель начальника отделения железной дороги, осуществлявших расследование особых случаев брака, допущенных с пассажирскими поездами и перечисленных в пунктах 4.4 и 4.5, должны быть рассмотрены начальником железной дороги.

(В ред. Указания МПС от 17.10.2000 N 276у)

Особые случаи брака в работе с пассажирскими поездами, служебное расследование которых возглавляет начальник отделения железной дороги или его первый заместитель, должны быть рассмотрены отраслевым заместителем начальника железной дороги. (В ред. Указания МПС России от 12.05.94 N 64у).

4.12. В деле с материалом о расследовании особых случаев брака в работе (случаев брака в работе) должны быть:

акт формы РБУ-3, документы, подтверждающие причину брака в работе, виновность причастных лиц, протоколы оперативных совещаний и приказы по результатам разбора с мерами по предупреждению подобных случаев.

Формирование указанного дела осуществляет руководство соответствующего линейного предприятия совместно с работниками аппарата по безопасности движения поездов отделения железной дороги, а по особым случаям брака в работе, которые расследуются начальником железной дороги или заместителем начальника железной дороги — с участием специалистов причастной службы и дорожных ревизоров по безопасности движения поездов.

Материал расследования особых случаев брака в работе направляется в линейное предприятие, по вине работников которого допущен особый случай брака в работе, в отдел отделения железной дороги, в аппарат по безопасности движения поездов отделения железной дороги и в соответствующую службу. Один экземпляр материала расследования особого случая брака в работе, обстоятельства которого разбираются начальником железной дороги, не позднее пятнадцатидневного срока после происшествия высылается в соответствующее управление МПС для рассмотрения и принятия мер по предупреждению повторения подобных случаев на сети железных дорог.

Оформление материала служебного расследования столкновений пассажирских поездов на перегонах и станциях, классифицируемых особыми случаями брака в работе, его представление и разбор в МПС осуществляется в полном соответствии с требованиями, установленными для крушений и аварий. (В ред. Указания МПС России от 12.05.94 N 64у)

4.13. По случаям брака в работе материал направляется в линейное предприятие, по вине работников которого он допущен, и по одному экземпляру в соответствующий отдел отделения железной дороги и в аппарат по безопасности движения поездов отделения железной дороги.

4.14. Если виновными в случае брака в работе являются работники другого отделения железной дороги, другой железной дороги или завода, то экземпляр акта формы РБУ-3, предназначенный для линейного предприятия, высылается начальнику соответствующего отделения железной дороги или директору завода, а экземпляры, предназначенные для отделения железной дороги — в соответствующую службу управления железной дороги и в аппарат по безопасности движения поездов железной дороги для принятия необходимых мер. Представители этого отделения, службы управления железной дороги или завода должны быть вызваны для участия в служебном расследовании.

4.15. Расследование особых случаев брака в работе (случаев брака в работе), происшедших на железнодорожных путях нетранспортных предприятий и организаций по вине работников железных дорог, производится в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

В расследовании всех случаев брака в работе с подвижным составом железной дороги, происшедших на железнодорожных путях нетранспортных предприятий и организаций по вине их работников, должны принимать участие ревизор отделения железной дороги по безопасности движения поездов, начальник железнодорожной станции и другие работники по указанию начальника отделения железной дороги.

V. Контроль за отправлением подвижного состава в ремонт

и степенью его повреждения при крушениях или авариях

5.1. После завершения восстановительных работ и открытия движения поездов сошедший с рельсов подвижной состав, поврежденные элементы пути и других технических средств в кратчайший срок должны быть убраны с перегона, место крушения или аварии приведено в надлежащее состояние.

5.2. Начальники служб вагонного, локомотивного хозяйств, пассажирской и перевозок обязаны обеспечить своевременную отправку поврежденного подвижного состава для ремонта на заводы и в депо.

5.3. Главный ревизор железной дороги по безопасности движения поездов и начальники служб локомотивного, вагонного хозяйств и пассажирской контролируют правильность определения степени повреждения подвижного состава и оформления соответствующих документов.

5.4. По прибытии локомотива или вагона в депо или на завод проверяется соответствие данных о их повреждении с фактическим состоянием. О каждом случае неправильного определения степени повреждения подвижного состава начальник депо или директор завода сообщает по телеграфу руководство железной дороги и в Главное управление по безопасности движения и экологии МПС. Главный ревизор железной дороги по безопасности движения поездов такие случаи расследует и не позднее чем через трое суток после получения сообщения докладывает о принятых мерах в Главное управление по безопасности движения и экологии МПС.

5.5. Акты на исключение из инвентаря подвижного состава, поврежденного при крушениях или авариях, должны быть в течение месяца оформлены и направлены по грузовым вагонам — в Главное управление вагонного хозяйства МПС, по пассажирским вагонам — в Главное пассажирское управление МПС, по локомотивам — в Главное управление локомотивного хозяйства МПС. Кроме членов комиссии эти акты должны быть подписаны главным ревизором железной дороги по безопасности движения поездов.

Оформление актов на исключение из инвентаря подвижного состава Главными управлениями локомотивного, вагонного хозяйств и пассажирским согласовывается с Главным управлением по безопасности движения и экологии МПС.

Заместитель Министра —

начальник Главного управления

по безопасности движения и экологии

Добавить комментарий