Тепловозы серии ДА и ДБ | Общие сведения

Практика эксплуатации тепловозов на железных дорогах СССР показывает, что они являются наиболее экономичными локомотивами. Если на паровозе используется для полезной работы только б-8% топлива, то тепловоз полезно использует 26-28%, совершая пробеги без набора воды и топлива до 1500 км. Поэтому применение его на безводных линиях, на дорогах с низким качеством воды, является наиболее рентабельным. Условия труда на тепловозе значительно легче, чем на паровозе.

Тепловоз требует к себе любовного и культурного отношения. Чтобы полностью и наиболее эффективно использовать преимущества этого локомотива, машинист и его бригада должны в совершенстве знать конструкцию и уход за ним. Глубокое знание бригадой материальной части тепловоза, точное выполнение служебных обязанностей, непрерывное совершенствование своего мастерства в области эксплуатации и ремонта, любовный уход и повседневная забота о его исправном состоянии, умение своевременно выявлять и устранять ненормальности в работе отдельных узлов и частей — всё это является непременным условием длительной и безукоризненной работы локомотива.

Тепловоз, как и паровоз, предназначается для перевозки составов по железнодорожным путям и отличается тем, что у него тепловая энергия превращается в механическую с помощью дизеля. Последний (дизель) вращает электрический генератор постоянного тока. Ток генератора питает тяговые моторы, которые через зубчатые колёса передают вращение ведущим осям. Такова вкратце принципиальная схема работы тепловоза.

Тепловоз серии ДА состоит из четырёх основных частей:

1) дизеля,

2) электропередачи (генератор и тяговые моторы),

3) экипажной части (рамы и тележек)»

4) холодильного устройства (для воды и масла).

На фиг. 1 показан общий вид, а на фиг. 1а — продольный разрез (в схематическом виде) тепловоза серии ДА. Последний имеет две трёхосные тележки, на которые через центральные пяты опирается массивная стальная рама, несущая на себе дизель-генератор и все вспомогательные устройства, а также аккумуляторную батарею и запасы топлива, воды и песка.

Фиг. 1. Общий вид тепловоза серии ДА

Г-капот аккумуляторной батареи, 2-кабина управления тепловозом, 3-капот силовой установки (дизель, главный генератор, приборы управления и вспомогательные агрегаты), 4-воздушный сигнал (тифон), 5-верхняя труба для наполнения аодой системы охлаждения двигателяї Л-холодильники дизеля (с обеих сторон), 7-верхние жалюзи над горловиной шахты холодильника, 6- выхлопная труба дизеля, 9-бункеры передней и задней песочниц, 10- смотровое стекло верхнего топливного бака, 11 -горловина с крышкой для заливки топлива, 72-нижний топливный бак (ёмкость бака 2 840 л, верхнего-3 220 л), 13-главные воздушные резервуары, 74-задняя тележка с тремя ведущими осями, 15-передняя тележка с тремя ведущими осями, 16-передние захваты для подъёмки тепловоза, 77-задние захваты для подъёмки тепловоза, 18-19 -передние и задние ступеньки, 20-воздухораспределитель автотормоза, 21-22-передняя и задняя розетки для включения межтепловозного соединения цепей управления при езде по системе многих единиц

Фиг. 1а. Схема тепловоза серии ДА

1- дизель, 2-главный генератор, 3-воздушный компрессор, 4-вспомогательный генератор и возбудитель, 5-кабина управлення тепловозом, б-камера высокого напряжения, 7-ездовой контроллер, 8-кран воздушного тормоза, 9-кран воздушного вспомогательного тормоза, 10- аккумуляторная батарея, 11-турбовоздуходувка, 12-выхлопная труба дизеля, 13-всасывающий коллектор дизеля, 14 — камера холодильника, 15-секции холодильника, 16-вентилятор, 17-водяной компенсационный бачок охлаждения дизеля, 18-верхние жалюзи, 19-ремни привода вентилятора, 20-фрикционная муфта вентилятора, 21-масляные фильтры Куно, 22-масляные войлочные фильтры, 23-привод жалюзи, 24 — вентиляторы тяговых моторов, 26-вспомогательный топливный насос, 26-войлочный топливный фильтр, 27-нижний топливный бак, 28-верхний топливный бак, 29-воздушный сигнал (тифон), -калорифер отопления кабины, 31- главные воздушные резервуары, 32-инструментальный ящик, 33-кресло машиниста, 34-передние и задние бункеры песочницы, 35-розетки межтепловозного соединения.

В передней части рамы смонтирован холодильник 15, позади которого установлен дизель 7, жёстко связанный с главным генератором 2. За генератором расположены воздушный компрессор 3 и камера высокого напряжения 6, в которой размещены электроприборы и автоматы, управляющие работой тепловоза, и различное вспомогательное оборудование (возбудитель, реверсор, нефтеподающий насос и т. д.). Дальше расположены кабина управления тепловозом 5 и в задней части аккумуляторная батарея.

Аккумуляторная батарея и дизельгенераторная установка закрыты капотом, представляющим собой стальной каркас, обшитый сверху листовым железом.

Капот крепится к раме болтами и поэтому при надобности его можно легко снять. Для обслуживания силового агрегата в капоте имеется ряд дверей, через- которые удобно осматривать и ремонтировать все части агрегата.

Тепловоз не имеет проходного кузова; его кабина управления изолирована от места установки силовых агрегатов.

Кабина управления тепловозом как со стороны машиниста, так и со стороны его помощника имеет передние, задние и боковые смотровые окна. Переднее и задние окна снабжены стеклоочистителями, приводимыми в действие сжатым воздухом.

Доступ к дизелю и ко всей установке осуществляется с боковых площадок тепловоза, через боковые двери с простыми запорами, обеспечивающими надёжное закрытие их.

До:тул к крышкам дизеля осуществляется через люки, расположенные в крыше капота силовой установки.

Шахту холодильника можно осматривать через дверь в передней торцевой стенке капота.

Вход на площадки возможен с обеих сторон и с обоих концов тепловоза по ступенькам.

Вход в кабину управления совершается через переднюю и заднюю площадки.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ТЕПЛОВОЗА СЕРИИ ДА

Общие данные

Колёсная формула……………….. 0-30ч-30-0

Длина с буферами в мм……………… 17160

Ширина тепловоза в мм……………… 3048

Высота в мм………………….. 4251

Габарит…………………….. 1 П

База тележки в мм……………….. 3430

База колёс в мм: а) между 1-й и 2-й осью первой тележки и 2-й и 3-й осью второй тележки…. 1 525

б) между 2-й и 3-й осью первой тележки и 1-й и 2-й осью второй тележки…. 1 905

Расстояние между центрами тележек в мм……… 9462

Диаметр колёс в мм……………….. 1016

Вес в рабочем состоянии в т…………… 121

Нагрузка на ось в т………………. 20,3

Конструктивная скорость в км/час…………. 96

Максимальная длительная сила тяги при скорости 9,2 кл/час в кг……………………… 20 ООО

Наименьший радиус кривой, в которую вписывается тепловоз, в м…………………… 70

Разбег оси на каждую сторонув мм………… 1,6

Тормоз Вестингауза, тип…………….. 6-ЕТ

Дизель

Тип двигателя……-…………….Бескомпрессорный с наддувом

Диаметр цилиндра в мм……………… 317,49

Ход поршня в мм………………… 330,19

Число цилиндров………………… б

Наименьшее и наибольшее число оборотов в мин…… 240 -740

Мощность максимальная, длительная (на папу) в ЛС… 1000

Охлаждение поршней………………. Без охлаждения

Топливная система………………… Бош

Распыливание топлива………………Струйное с закрытыми форсунками

Направление вращения……………….Против часовой стрелки, если смотреть со стороны генератора

Запуск дизеля…………………..Электрический от аккумуляторной батареи

Охлаждение воды и масла…………….. Воздушное

Турбовоздуходувка

Тип………………………. Системы Бюхи

Производительность в м*/мин……………. 230

Давление наддува в ат…………….. 1,35

Давление газа перед турбиной в ат………… 1,25

Число оборотов в мин.:

а) рабочее…………………. 1030Э

б) на холостом ходу……………. 2 200

в) максимальное………………. 13000

Температура газов перед турбиной в °Ц………. 480

Температура газов после турбины »………. 226

Наибольшая допустимая длительная температура газов перед турбиной в °Ц…………………. 565

Компрессор

Число цилиндров………………… 3

число ступеней: {"^еТиГ ::::::::::::

Диаметр цилиндров в мм: { ~ХешТ. 1 / 1 Ж

Ход поршня в мм………………… 142,9

Гпри 250 об/мин……. 2,15

Производительность в м*/мин:.при 350 »…… 3

1при 740 »…… 4,5

Максимальное создаваемое давление воздуха в кг/см2…. 10

Охлаждение воздуха после компрессора………. Воздушное

Холодильник

Охлаждение воды и масла…………….. Воздушное

Число водяных секций……………… 21

Число масляных секций……………… 5

Поверхность охлаждения водяной секции (одной) в мг… 20,5

То же масляной секции (одной) в мг………… 19,2

Привод вентилятора холодильника…………. Механический

Число оборотов вентилятора в мин………… 1 ООО

Производительность вентилятора в м*/час……… 125 000

Способ включения вентилятора……………Фрикционной муфтой ручной

Передаточное число от двигателя к вентилятору…… 1,67

Прочие данные

Запас топлива в л………………… 6 000

» воды » »………………… 900

» масла » »………………… 300

» песка в я*……………….•. 0,75

Вес основных частей тепловоза

Дизель с генератором и турбовоздуходувкой в т…… 20,3

Один дизель в т…………………. 15,3

Генератор в т…………………. 4,17

Турбовоздуходувка в кг……………… 817

Крышка цилиндровая в сборе в кг…………. 186

Поршень с шатуном в сборе в кг………….. 156

Цилиндровая втулка в кг……………… ИЗ

Блок цилиндров в т……………….. 2,96

Картер в/п…………………… 4,26

Коленчатый вал в/п……………….. 1,84

Возбудитель и вспомогательный генератор в кг……. 363

Компрессор в кг…………………. 635

Тележка в сборе в кг……………….. 24,2

Тяговый электродвигатель (с шестерней) в кг…….. 2,55

Рама тележки в/п………………… 1,1

Колёсная пара в сборе в/п…………….. 2,1

Один тепловоз без тележек в/п………….. 56,1

Мощность вспомогательных агрегатов

Компрессор в ЛС…………………. 55

Вентиляторы электродвигателей (два) в ЛС…….. 8

Вентилятор холодильника в ЛС…………. 20

Вспомогательный генераторе ЛС…………. 7

Общая вспомогательная мощность в ЛС………. 90

⇐ | | Тепловозы серии ДА и ДБ | | | | Тепловозы серии ДА и ДБ | | Конструкция и работа дизеля

Добавить комментарий