Реле времени в цепи управления пуском днэеля

Для создания выдержек времени в цепи управления пуском дизеля используются реле времени ВЛ-31 (60 В, 1 — 100 с) и ВЛ-50 (50 В, 2-200 с) на полупроводниковых приборах.

Реле времени ВЛ-31 (рис. 64) включает генератор импульсов, вре-мязадающую цепочку Я-С с регулируемым резистором, делитель напряжения, полупроводниковое реле (триггер), промежуточное Р1 и исполнительное Р2 электромеханические реле.

Генератор импульсов состоит из транзистора ТІ, трансформатора Тр, конденсатора С4, резистора Я5 и диода Д5. Транзисторно-трансформаторный контур генератора импульсов одновременно служит для поддержания неизменным напряжения, которое подается на цепочку Я-С и триггер. Это обеспечивает независимость выдержки времени при колебании напряжения питания.

Цепочка Я -С включает конденсатор С5 и резисторы Я6-Я25. Выдержка времени, которую обеспечивает реле, определяется временем заряда конденсатора С5, зависящим от сопротивления резисторов, включенных последовательно с конденсатором. Сопротивление регулируется при помощи переключателей В1 и В2.

Делитель напряжения выполнен на резисторах Я26-ЯЗО. Им создается опорное напряжение на диоде Д6, которое регулируется при помощи резистора Я28 на заводе-изготовителе. В эксплуатации регулировка этого резистора может производиться лишь при замене опорного диода Д6.

Несимметричный триггер включает два транзистора (входной Т2, выходной ТЗ), а также цепочку обратной связи (резистор Я32, конденсатор С7). Триггер может иметь два устойчивых состояния: закрытое (входной транзистор в режиме насыщения, выходной в режиме отсечки) и открытое (входной транзистор в режиме отсечки, выходной в режиме насыщения). Управляется триггер при помощи еще одного делителя напряжения на резисторах ЯЗІ-ЯЗЗ, подобранных таким образом, что отрицательный потенциал на базе транзистора Т2 намного выше, чем на базе транзистора ТЗ.

Принципиальная схема полупроводникового реле времени ВЛ-31

Рис. 64. Принципиальная схема полупроводникового реле времени ВЛ-31

При подаче напряжения питания на контакты 1 и 2 ШР срабатывает реле Р1. Контакты (мгновенного действия) этого реле производят необходимые переключения в цепях управления пуском дизеля (см. ниже). Через выпрямительный мост ВП напряжение подводится к стабилизатору напряжения, который состоит из стабилитронов ДЗ, Д4, конденсаторов СІ, С2, СЗ, резистора Я2. Стабилизированное напряжение подается на генератор импульсов и на триггер, который пока закрыт.

Генератор импульсов начинает работать, заряжая конденсатор С5. Происходит отсчет выдержки времени. Как указывалось выше, время заряда (выдержка времени) зависит от сопротивления резисторов Я6- Я25. Когда напряжение на конденсаторе С5 достигнет значения опорного напряжения для диода Д6, последний откроется и импульсы с вторичной обмотки трансформатора Тр начнут проходить через разделительный конденсатор С6 на вход триггера (на базу входного транзистора Т2). Триггер перейдет в открытое состояние, в результате чего получит питание катушка исполнительного реле Р2, контакты которого выполняют необходимые переключения в цепи. Как видно из описания, переключения эти происходят через заданное время после подачи напряжения на контакты 1 и 2. Для гашения дуги между контактами электромеханических реле используются диоды Д1 и Д2.

Принцип работы реле времени ВЛ-50 (рис. 65) аналогичен рассмотренному выще. Однако это реле имеет лишь одно исполнительное электромеханическое реле Р, один замыкающий И одни размыкающий контакты с выдержкой времени (последний в схеме тепловоза не ис-пользуется). Времязадающая цепочка Я -С с регулируемым резистором Я обеспечивает выдержку вре-

Схемы полупроводникового реле времени ВЛ-50

Рис. 65. Схемы полупроводникового реле времени ВЛ-50: а — структурная, б — принципиальная электрическая; БП- блок питания; К -С — времязадаюшая цепочка; ПУ — пороговый усилитель; ВУ — выходное устройство; Р — электромагнитное реле мени от 2 до 200 с со 100 ступенями регулирования. Выдержка времени начинается с момента подачи напряжения на блок питания БП.

Наличие лишь одного замыкающего контакта реле требует применения в цепи управления пуском дизеля промежуточного реле РУ4 (в отличие от более раннего варианта схемы, когда применялось реле ВЛ-31).

Предыдущая Оглавление Следующая

Добавить комментарий