Особенности применения стандартных условных графических обозначений в электрических схемах тепловозов

Предварительные замечания. Прежде чем приступить к изучению электрических схем, необходимо внимательно ознакомиться со стандартными условными графическими обозначениями элементов схем и особенностями их применения в электрических схемах тепловозов. Эти обозначения соответствуют стандартам ЕСКД и приведены в прилож. 1. Для удобства ссылок на эти обозначения они в приложении пронумерованы.

Стандарты, как правило, устанавливают общие обозначения, которые принимают за основу при составлении производных (конкретизирована — тяговый генератор ГП-311Б, б — возбуди тель В-600, в — вспомогательный генератор ВГ-275/120, г-тяговый электродвигатель ЭД-118Б, д — электродвигатель вентилятора кузова П-11, е-электродвигатель топлнвоподка-чнвающего насоса П-21, ж — электродвигатель масляного насоса П-41, з-электродвигатели ДВ-75, МВ 75

Рис. 10 Развернутое изображение электрических машин постоянного тока тепловозов типа ТЭ10

ных) обозначений, если в том или ином случае недостаточно общего.

Все элементы условных графических обозначений вычерчивают линиями одинаковой толщины (без от-

Таблица 1. Обозначение выводов обмоток электрических машин постоянного тока

Обмотки

Начало

Конец

Якоря

я/

Я2

Добавочных полюсов

д/

Д2

Последовательного возбуждения

С/

С2

Параллельного возбуждения

Ш1

Ш2

Пусковая

т

П2

Независимого возбуждения

ни

Н2,

ни,

Н12,

Н21

Н22

дельных утолщений). Приведенные в таблице размеры некоторых условных обозначений взяты из соответствующих стандартов. Допускается их пропорционально увеличивать или уменьшать.

Ниже даны некоторые пояснения к применению стандартных условных графических обозначений в электрических схемах тепловозов.

Электрические машины. В соответствии с ГОСТ 2.722-68 обмотку якоря в машинах постоянного тока или обмотку ротора в машинах переменного тока изображают в виде окружности (см. пп. 1.1, 1.2 при-лож. 1). Для упрощения обычно изображают две щетки. Если нет особой необходимости, то щетки разрешается не изображать.

Внутри окружности допускается указывать назначение машины. Например, Г-тяговый генератор, В- возбудитель, ВГ-вспомогательный генератор, СПВ-синхронный под-возбуднтель,/-6-тяговые электродвигатели, ТН-электродвигатель топлнвоподкачивающего насоса и др. (рис. 10).

При развернутом изображении машин постоянного тока обмотки независимого возбуждения н параллельная изображаются четырьмя полуокружностями, последовательного возбуждения — тремя, обмотка добавочных полюсов-одной (см. пп. 1.3-1.5 прилож. 1, а также рис. 4).

В машинах постоянного тока согласно ГОСТ 2582-81 начало н конец каждой обмотки обозначаются одной и той же прописной буквой и цифрами: 1 (для начала) нли 2 (для конца) (табл. 1). Если машина имеет несколько обмоток одного наименования (например, независимого возбуждения), то начала и концы нх после буквенных обозначений имеют по две цифры: первая указывает порядковый номер обмотки, вторая обозначает начало (1) или конец (2) обмотки.

Для однофазной синхронной машины (например, синхронный подвозбудитель) выводы якорной обмотки (на роторе) обозначают С1, С2, выводы обмотки возбуждения-И1, И2 (см. рис. 6).

Дроссели, трансформаторы, автотрансформаторы и магнитные усилители. В тепловозных электрических схемах применяется развернутое обозначение обмоток в соответствии с ГОСТ 2.723-68. При этом количество полуокружностей в изображении обмоток не устанавливается. Однако при изображении магнитных усилителей разнесенным способом рабочую обмотку изображают двумя полуокружностями, а обмотку управления — тремя.

При изображении обмоток направление выводов обычно не устанавливается, однако при необходимости для обозначения начала обмотки можно использовать точку. Начало и конец обмотки могут быть обозначены также буквами Я и К.

Для дросселей, трансформаторов и автотрансформаторов сердечник (магнитопровод) изображают вдоль цепочек полуокружностей, для магнитных усилителей — поперек. Для всех дросселей, трансформаторов, автотрансформаторов и магнитных усилителей, применяемых на тепловозах, используются ферромагнитные сердечники (см. п. 2.2.1 при-лож. 1); при этом в дросселе блока БА-420, в стабилизирующем трансформаторе ТС-2 сердечники имеют регулируемый воздушный зазор (см. п. 2.2.2 прилож. 1).

На рис. 11 приведено обозначение трансформаторов и магнитных усилителей, применяемых на тепловозах.

Устройства коммутационные и контактные соединения. Коммутационные устройства на схемах в большинстве случаев изображают в положении, принятом за начальное. При этом за начальное у контактов контакторов, реле принимается положение при обесточенной катушке аппарата или при отсутствии принудительных сил в неэлектрическом реле. Выключатели на одно направление (двухпозиционные) (рубильники, тумблеры, пакетные и путевые выключатели, ножные педали, кнопки и пр.), как правило, изображаются в выключенном положении.

Главные и вспомогательные контакты реверсора при вычерчивании совместно схем двух, трех секций изображают на ведущей секции в положении «Вперед>, на ведомых секциях, если они установлены встречно по отношению к ведущей,-в положении «Назад>. Переключатель возбуждения изображается в нейтральном положении.

Особенности изображения трансформаторов и магнитных усилителей

Рис. 11. Особенности изображения трансформаторов и магнитных усилителей: а — распределительный трансформатор ТР-23; б — стабилизирующий трансформатор ТС-2; в — ампли-стат АВ-ЗА; г — трансформаторы постоянного напряжения ТПН-ЗА, ТПН-61; д — трансформаторы постоянного тока ТПТ-21, ТПТ-22

Контакты коммутационных устройств обозначаются согласно п. 11.1 прилож. 1. Эти обозначения не различаются в зависимости от назначения (главные и вспомогательные контакты контакторов, контакты реле, контроллера, путевых, концевых или кнопочных выключателей, рубильников и пр.). Однако в дополнение к этим основным формам применяют квалифицирующие символы, которые позволяют различать контакты по назначению и особенностям работы.

Главные контакты контакторов без дугогашения изображаются как

Рис. 12. Особенности изображения: а — контроллера; б — контактов реверсивного барабана контроллера; в — аварийного переключателя; г — тумблера контакты для коммутации сильноточной цепи (см. п. 11.2 прилож. 1). Так же изображаются главные контакты реверсивного и тормозного переключателей. Главные контакты контакторов, имеющие обычно дуго-гасительные камеры, изображают как контакты с дугогашением (см. п. 11.3 прилож. 1).

Вспомогательные контакты контакторов и контакты реле изображаются одинаково (см. пп. 11.1.1 и 11.1.2 прилож. 1).

Контакты реле без самовозврата (например, контакт с защелкой у реле заземления или у реле обрыва полюсов) изображают согласно п. 11.4 прилож. 1. Контакты реле времени (с выдержкой времени) изображаются согласно пп. 11.7, 11.8 прилож. 1. При рассмотрении обозначений контактов с выдержкой времени следует помнить мнемоническое правило: выдержка времени создается при движении изображенного на схеме подвижного контакта в направлении от дуги к ее центру.

Контакты блокировок валопово-ротного механизма, дверей аппаратных камер, управления тормозами, пневмоэлектрических датчиков и пр. изображаются как контакты путевого выключателя (см. п. 11.11 прилож. 1).

Кнопочные выключатели нажимные с самовозвратом (пуска дизеля, маневрового режима, песочницы, контроля пожарной сигнализации, системы АЛ С и др.) изображают согласно п. 11.12 прилож. 1.

Выключатель кнопочный нажимной с возвратом посредством вытягивания кнопки изображают согласно п. 11.13 прилож. 1.

Переключатель со сложной коммутацией (например, контроллер управления) может изображаться согласно п. 11.14 прилож. 1. На рис. 12 приведены примеры изобра-

‘На тепловозах типа ТЭ10 дугогашения не имеют лишь контакторы ослабления возбуждения двигателей ВШ1, ВШ2 марки ПКХ-565.

жения переключателей, применяемых на тепловозах.

Тумблеры, широко используемые в разных цепях электрической схемы тепловозов, часто изображают как замыкающие и размыкающие контакты. Выводные зажимы тумблеров обычно нумеруют по порядку. Эти номера следует указывать на принципиально-монтажных схемах.

Контакты разъемного контактного соединения (штепсельного разъема) обозначают согласно п. 11.16 при-лож. 1 как штыри и Гнезда; при этом на принципиально-монтажных схемах рекомендуется указывать, где размещают штыри, а где гнезда (на колодке или на вставке).

На принципиально-монтажных электрических схемах рядом с обозначениями всех электрических машин и аппаратов изображают контакты разборных и неразборных соединений (см. пп. 11.17 и 11.18 прилож. 1). К числу разборных соединений относятся болтовые и винтовые. Неразборные соединения обычно осуществляются пайкой (так, в тепловозном электрооборудовании пайкой соединяют контакты реле управления ТРПУ-1, разъемных контактных соединений, тумблеров.

Воспринимающая часть электромеханических устройств. Воспринимающая часть электромеханических устройств (катушки контакторов, реле, вентилей, электромагнитов) изображают согласно п. 12 прилож. 1. Если катушка имеет две или несколько обмоток, которые изображают в разных местах схемы, то такую катушку изображают согласно пп. 12.1.2 и 12.1.3 прилож. 1 (из тепловозных электроаппаратов две обмотки имеют лишь катушка реле РМ-1110 и подвижная катушка регуляторов ТРН-1).

При необходимости уточнения назначения аппарата или его катушки рядом с обозначением располагают одно или два дополнительных графических поля, перегородка между двумя дополнительными графическими полями может опускаться.

Предыдущая Оглавление Следующая

Добавить комментарий