Тепловоз 2ТЭ116 | Воздухоочиститель дизеля

Воздухоочиститель дизеля

Для очистки воздуха, поступающего в дизель, в машинном отделении тепловоза на стенках кузова установлены два двухступенчатых воздухоочистителя непрерывного действия, имеющие следующую характеристику: эффективность очистки воздуха не менее 98,5 %, аэродинамические сопротивления 800 Па (800 мм вод. ст.), разрежение перед турбокомпрессором 1400 Па (140 мм вод. ст.), размеры пропускаемых частиц не более 1 мкм (наибольший износ поршневых колец и внутренних поверхностей втулок цилиндров дизеля вызывают частицы размером 5-20 мкм). Воздух очищается от пыли при прохождении кассет воздухоочистителей, состоящих из набора сеток. Промасливание кассет увеличивает эффект пылеулавливания в результате возрастания сил сцепления частиц пыли с проволочками сеток. Набор сеток в кассетах образует извилистые каналы, по которым движется очищаемый воздух. Вследствие инерционности частиц пыли они летят прямолинейно, сталкиваются с промасленными проволочками, смачиваются маслом и поглощаются масляной пленкой. Так происходит процесс улавливания пыли. Основной недостаток сетчатых кассет — малая пылеемкость. Увеличение ее достигается применением гофрированных сеток и укладкой их так, чтобы отверстия сужались в направлении потока очищаемого воздуха, а также периодическим смачиванием кассет первой ступени в масляной ванне корпуса воздухоочистителя.

Корпус 4 воздухоочистителя (рис. 64) сварен из уголков и обшит листовым металлом. Нижняя часть корпуса образует масляную ванну. На стороне, обращенной к стенке кузова тепловоза, имеется проем для забора воздуха снаружи. Съемный лист 10 предусмотрен для демонтажа и монтажа колеса 2 воздухоочистителя. К этому листу приварены кронштейн с ушком для установки упора 77 и платик для крепления к нему тремя болтами привода 13 колеса. На торцовых стенках установлены жалюзи 6, открываемые при переходе на забор воздуха из машинного отделения при неблагоприятных метеорологических условиях. Для исключения работы дизеля с закрытыми жалюзи воздухоочистителя привод их сконструирован так, что при закрытии жалюзи забора воздуха снаружи тепловоза, находящихся в проеме боковой стенки кузова, открываются сблокированные с ними жалюзи забора воздуха из машинного помещения. Для заправки воздухоочистителя маслом на торцовой стенке корпуса предусмотрена заправочная горловина 8, закрываемая колпачком с прокладкой. Уровень масла контролируют по рискам верхнего и нижнего уровней на маслоуказательном стекле 9. В нижней части корпуса 4 установлены кран для слива отстоя и съемный фланец 7 люка для очистки корпуса воздухоочистителя от загрязнений.

Воздухоочиститель дизеля тепловоза 2ТЭ116

Рис. 64. Воздухоочиститель дизеля: 1 — фланец люка; 2 — колесо; 3 — кассета колеса; 4 — корпус; 5 — вилка привода жалюзи; 6 — жалюзи забора воздуха из дизельного помещения; 7 — неподвижная кассета; 8 — заправочная горловина; 9 — маслоуказательное стекло; 10 — съемный лист; 11 — упор; 12 — планка; 13.- привод колеса; 14, 19 — болты; 15 — втулка; 16 — прокладочная шайба; 17 — прокладка; 18 — фланец; 20 — гайка; 21 — скоба; 22 — уплотнение; 23 — зацеп

В корпусе воздухоочистителя размещены две ступени фильтрующих элементов. Первую ступень образуют четыре секторообраз-ные кассеты, набранные из проволочных сеток. Они заключены в металлические рамки, помещены в круглый сварной каркас колеса 2 и закреплены четырьмя болтами с планками 72. К ободу колёса приварена зубчатая лента, через которую передается усилие, вызывающее поворот колеса, вращающегося на втулке 75. Для свободного поворота колеса и регулировки положения его внутри корпуса служат прокладочные шайбы 16 и болты 19, зашплинтованные проволокой. Вторая ступень состоит из двух неподвижных сетчатых кассет. Неподвижные кассеты крепят скобами 27 и прижимают гайками-барашками 20. Для удобства извлечения внутренней неподвижной кассеты к торцам кассет приварены зацепы 23.

Для поворота колеса воздухоочистителя используется пневматический привод (рис. 65). Корпус 2 привода закрыт с двух сторон крышками 7 и 3. Крышка 3 имеет направляющую для штока поршня. Поршень собран из диска 10, нажимной втулки 72, резиновой манжеты 77, закрепленных на штоке 8 гайкой 13. На конце штока укреплен упор 6, прижимаемый пружиной 7 к зубчатой ленте колеса воздухоочистителя. Повороту штока вокруг своей оси препятствует винт 4.

Воздух к приводу подводится со стороны крышки 7 от воздухопровода приборов управления при включении электропневматического вентиля управления воздухоочистителем, которое происходит одновременно с включением тормозного компрессора. Попадая в привод, сжатый воздух перемещает поршень, упор которого, упираясь в зубья колеса воздухоочистителя, поворачивает колесо на 70-80 мм по периметру. При отключении тормозного компрессора отключается и электропневматический вентиль управления воздухоочистителем, воздух из привода через электропневматический вентиль уходит в атмосферу, пружина 9 возвращает поршень в исходное положение. При возвращении поршня колесо удерживается от поворота в обратном направлении упором, прижатым пружиной к зубчатому венцу колеса. При повороте колеса загрязненные участки кассет погружаются в масляную ванну, промываются в ней (покрываются свежей масляной пленкой) и поднимаются вверх.

Привод колеса воздухоочистителя тепловоза 2ТЭ116

Рис. 65. Привод колеса воздухоочистителя:

1,3 — крышки; 2 — корпус; 4 — направляющий винт; 5 — ось; 6 — упор; 7 — пружина; 8- шток; Р — возвращающая пружина; 10 — диск поршня; 11 — манжета; 12 — нажимная втулка; 13 — ганка штока; А — подвод воздуха; Б — отверстие

Воздух к турбокомпрессору дизеля проходит через жалюзи воздухоочистителей в проеме стенки кузова, попадает на подвижные сетчатые кассеты, очищается от пыли и далее подводится к неподвижным кассетам, где дополнительно очищается от пыли и частиц масла, захваченных при прохождении подвижных кассет. При заборе воздуха из машинного отделения он очищается только в неподвижных кассетах. Переход с забора воздуха из машинного помещения на забор воздуха снаружи тепловоза и наоборот осуществляется с помощью ручного привода жалюзи, сблокированных вилками.

В эксплуатации необходимо следить за уровнем масла в корпусах воздухоочистителей. Повышение уровня, происходящее в результате попадания атмосферных осадков в воздухоочиститель, вызывает повышенный унос масла. К повышенному уносу масла приводит также увеличение частоты вращения колеса с кассетами более 2 об/ч.

Загрязнение кассет воздухоочистителя увеличивает его аэродинамическое сопротивление, что вызывает уменьшение давления наддува дизеля, ухудшение процесса сгорания топлива в цилиндрах и, как следствие, уменьшение мощности дизель-генератора.

Глушитель | Тепловоз 2ТЭ116 | Привод тормозного компрессора

Добавить комментарий