Тепловоз ТЭ3 | Ремонт электрических машин и аппаратов

Ремонт генератора без снятия с тепловоза. При плановых ремонтах тяговый генератор очищают, продувают сжатым воздухом снаружи и внутри, протирают коллектор, заменяют вышедшие из строя щетки и пружины щеткодержателей, проверяют и при необходимости подтягивают болты межкатушечных соединений, измеряют сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса и между собой, а также устраняют неисправности, возникающие в результате аварии или неправильной эксплуатации генератора.

Кроме продувки сжатым воздухом, доступные части внутренней полости генератора и поверхность коллектора протирают салфетками, смоченными в спирте или авиационном бензине.

Шлифовать коллектор следует только в случае крайней необходимости (чтобы не нарушать политуру). Обнаруженные на его поверхности отдельные задиры или брызги металла зачищают напильником или шабером. Медные опилки, которые могут попасть на дорожки между коллекторными пластинами при опиловке, и скопившуюся на дорожках угольную пыль удаляют при помощи жесткой волосяной щетки. Трещины изоляции на лобовых частях устраняют заливкой поврежденных мест клеем БФ-2 или глифталевым лаком с последующей просушкой и покрытием эмалью.

Рабочие поверхности щеток должны иметь зеркально-блестящий вид и прилегание к коллектору не менее 75%. Щетки, имеющие обломанные кромки, поврежденные токопроводящие канатики, сколы более 5% рабочей поверхности, заменяют новыми.

Если на коллекторе обнаружены выгоревшие участки миканита, поврежденное место тщательно промывают ацетоном и заполняют миканитовой Пастой.

При значительных прогарах заполнение производят в три-четыре этапа с обязательной сушкой каждого слоя при температуре 85-90°С в течение 12-14 ч. Такую температуру можно поддерживать электрической лампой мощностью 300-500 Вт. Оставшиеся на поверхности коллектора следы пасты после высыхания удаляют ацетоном, не допуская попадания его в межламельный зазор. После выполнения всех работ измеряют сопротивление изоляции обмоток генератора.

Ремонт генератора, снятого с тепловоза. Демонтаж генератора и его разборку производят при заводских ремонтах, а также в тех случаях, когда повреждения не могут быть устранены без разборки.

Перед демонтажом генератора отсоединяют воздушные патрубки, редуктор, кабели и провода, выпрессовывают контрольные штифты и болты, крепящие генератор к поддизельной раме. Снятый с тепловоза генератор устанавливают на кантователь или постель из шпал и приступают к разборке и ремонту. Снимают крышки коллекторных люков, поднимают щетки, обертывают поверхность коллектора плотной бумагой, отсоединяют выводы обмоток, снимают клицы, вывертывают болты, крепящие подшипниковый щит к станине, снимают подшипниковый щит, предварительно опустив плавно якорь на полюса.

Дальнейшую разборку генератора производят при необходимости ремонта магнитной системы. После разработки все детали генератора очищают от пыли и грязи, осматривают и ремон-тируют. При осмотое якоря особое внимание обращают на состояние коллектора, бандажей, изоляции секций и петушков.

Поврежденную изоляцию восстанавливают путем намотки на дефектное место микаленты, лакоткани с последующим покрытием эмалью СПД. Незначительные трещины устраняют описанным выше способом при помощи клея БФ-2.

Ослабшие якорные бандажи перематывают, а ослабшие клинья заменяют новыми. После замены клиньев, перемотки бандажа и других работ якорь генератора должен быть динамически отбалансирован.

При текущем ремонте ТР-3 якорь генератора пропитывают и окрашивают. Перед пропиткой якорь тщательно очищают, продувают сжатым воздухом и сушат в печи при температуре (140±5) °С в течение 18-20 ч. Сопротивление изоляции горячего якоря в конце сушки должно быть не менее 1 МОм. Пропитку якоря производят лаком ФЛ-98 до прекращения выделения пузырьков воздуха (но не менее 25 мин) при температуре якоря 50-70°С, погружая его в ванну коллектором вверх. Уровень лака в ванне должен быть не выше петушков на 2-5 мм. Вынутый из ванны якорь выдерживают 3 ч на воздухе для стекания излишков лака. После пропитки салфетками, смоченными в бензине, снимают лак с вала.

Подготовленный таким образом якорь сушат в печи в течение 22 ч при температуре (140±5) °С. Начало времени сушки считается с момента достижения температуры внутри печи 135 °С.

Ремонт электрических аппаратов. На тепловозе применяется значительное число электрических аппаратов, отличающихся конструктивным исполнением и назначением. Это контакторы, реле, переключатели, выключатели, электропневматические вентили, электромагниты, кнопки управления, контактные колодки, контроллер и др.

Основными элементами перечисленных аппаратов являются контактные системы, обеспечивающие соединение и коммутацию электрических цепей. Поэтому в процессе эксплуатации и при ремонте основное внимание должно быть уделено состоянию контактов и контактных соединений. Аппараты необходимо содержать в чистоте.

На каждом ТР-2 аппараты продувают сухим сжатым воздухом и очищают от загрязнения. Необходимо проверить их крепление. Особое внимание обращают на состояние контактных поверхностей и прилегание и притирание контактов реле и аппаратов, на состояние контактов выключателей, переключателей и разъемов.

Реле давления, реле температуры, регулятор напряжения проверяют на соответствие регулируемым параметрам и при необходимости их регулируют. Медные контакты заменяют при износе более чем на 25% их толщины. Рабочую поверхность восстанавливают наплавкой с последующей обработкой для придания контактам требуемого профиля. Серебряные контакты, как правило, периодически очищают от загрязнений. Прилегание контактов должно обеспечиваться по линии не менее 80% ширины контактов.

Дугогасительные камеры и катушки при всех видах обслуживания и ремонта очищают от нагара и копоти напильником или наждачным полотном. На соединительных шинах, выводах и проводах восстанавливают поврежденную изоляцию, зачищают и лудят контактные поверхности, затягивают болты и т. д. Наконечники заменяют при изломе в ннх проводов более 10%.

Ремонт контакторов. К изнашивающимся частям контакторов следует отнести главные контакты, дугогасительные катушки, блокировочные пальцы и колодки, гибкие шунты, дугогасительные камеры. Увеличенный под-гар и даже приваривание контактов может явиться следствием перекоса и недостаточным прилеганием контактов, их неправильной формой, недостаточным нажатием.

Для обеспечения нормальной работы контактной группы необходимо периодически проверить величину нажатия и провал контактов, их профиль, раствор и состояние поверхностей, так как эти параметры в процессе эксплуатации изменяются из-за износа. Провал необходим для компенсации износа контактов. По мере износа величина провала уменьшается, в результате это может отразиться на силе контактного нажатия, а следовательно, привести к повышенному нагреву.

Раствор (разрыв) контактов зависит от толщины контактов. Увеличенный раствор контактов из-за их износа также может привести к их перегреву прн замыкании. Уменьшение раствора может явиться поичиной перекрытия контактов. Не рекомендуется эксплуатировать контакты при износе больше ‘/з их толщины.

Нажатие контактов проверяют динамометром. Для измерения начального нажатия папиросную бумагу подкла-дывают между контактом и его упором. Якорь заклинивают во включенном положении. Вставляют между контактами полоску папиросной бумаги. Затем плавно оттягивают подвижной контакт с помощью динамометра. Усилие, измеренное в момент сдвигания полоски бумаги,- конечное нажатие контактов.

Аккумуляторная батарея. На тепловозе применена кислотная аккумуляторная батарея типа 32ТН-450, которая состоит из 32 элементов, соединенных последовательно. Номинальное напряжение батареи 64 В, емкость 450 А-ч. При технических обслуживаниях в батарее проверяют уровень электролита и при необходимости добавляют дистиллированную воду. Пои ТР-1 измеряют уровень и плотность электролита каждого элемента, состояние подводящих чтроводов и крепление перемычек. На текущем ремонте ТР-2 производят также восстановительный заряд батареи. Сопротивление изоляции всей батареи относительно коопуса, которое должно быть не менее 25 кОм, определяют так

Во время текущего ремонта ТР-3 батарею снимают с тепловоза и, кроме работ, предусмотренных ремонтом ТР-2, производят контрольно-тренировочный цикл (заряд — разряд — заряд). К неисправностям аккумуляторной батареи относятся короткое замыкание между пластинами, загрязнение электролита, течь сосудов, суль-фатация пластин.

Короткое замыкание между разноименными пластинами появляется вследствие образования между ними шлама или повреждения изоляции. Признаки короткого замыкания: слишком низкое (на элементе) напряжение при заряде и разряде, отсутствие газообразования при заряде. Загрязнение электролита возможно при заливке в элемент кислоты и воды, не соответствующих техническим нормам, а также при попадании в электролит различных примесей через заливные отверстия, не имеющие пробок. При загрязнении электролита выделяются газы при рязряде. Понижается емкость и напряжение на аккумуляторе, не восстанавливаемые путем заряда. Сульфатация пластин проявляется снижением емкости, интенсивным кипением электролита при заряде. Кроме перечисленных дефектов, в процессе эксплуатации батареи бывают случаи повреждения банок (нарушение плотности) от микровзоывов внутри них вследствие нарушения контакта в местах соединения пластин с борном.

В случае короткого замыкания между разноименными пластинками из-за шламового отложения аккумулятор нужно разрядить, слить электролит, а аккумулятор промыть. После промывки и заливки свежего электролита провести контрольно-тренировочный цикл. Если замыкание произошло из-за разрушения сепаратора, его заменяют.

Перед ремонтом аккумулятор необходимо разрядить до напряжения 1,75 В на элемент, а также слить электролит. Снять крышку, удалив битумную мастику. Вынуть блок пластин, промыть, осмотреть и заменить пластинку сепаратора.

Возможные неисправности электрических машин | Тепловоз ТЭ3 | Приложение

Добавить комментарий