Регенерация электролита. При работе щелочные батареи поглощают из воздуха углекислоту, которая, взаимодействуя с едким кали, натром и литием, входящими в состав электролита, образует углекислые соли — карбонаты. Наличие карбонатов в электролите снижает емкость батареи и при накоплении их до 22 г на 1 л электролит подлежит замене. Отработавший электролит регенерируют в специальной установке, представляющей собой систему баков и трубопроводов. Регенерацию производят осаждением карбонатов гидратом окиси бария, который растворяют в воде, нагретой до температуры 80—90°С, выливают в электролит, перемешивают, затем дают отстояться. Под действием гидрата окиси бария карбонаты выпадают в осадок, а осветленную часть электролита через соответствующие краны, расположенные на баке, сливают. Доводят плотность до нормы и по трубопроводу готовый электролит поступает на заливку аккумуляторов.
Приготовление воды. Установка для приготовления дистиллированной воды и конденсата, как правило, имеет малую производительность. Наиболее рациональным методом приготовления воды является химическое обессоливание. Этот метод основан на способности некоторых смол вступать в ионный обмен и изменять состав воды. Для этого воду пропускают через фильтры, загруженные ионообменными смолами. Вода, просачиваясь между зернами ионита, очищается от содержащихся в ней солей. Ионообменные смолы представляют собой твердые зерна диаметром 0,2—1 мм. Они устойчивы к агрессивным средам и ничем не растворяются. В воде зерна этих смол набухают, увеличиваются в объеме в 2—3 раза. Состав воды после прохождения фильтра с ионообменными смолами соответствует требованиям, которые предъявляются к дистиллированной воде. Производительность таких фильтров может быть до 1—1,5 т воды в сутки.
Приготовление электролита. Электролит готовят в специальном помещении (кислотном или щелочном). Чтобы готовый электролит поступал в батареи самотеком, кислотное помещение поднято над полом основного отделения на 800 мм. В этом помещении установлены металлические ванны с винипластовой футеровкой внутри для электролита и ванн для хранения дистиллированной воды. Для подачи кислоты в ванну из бутыли на последнюю устанавливают приспособление, состоящее из клапана и трубки. Воздух из магистрали депо проходит через клапан, где давление его снижается до 0,7 кгс/см2, и фильтр, где он очищается от механических частиц, масла и влаги. Поступая в бутыль, воздух давит на поверхность кислоты, которая по Г-образной трубке, также вставленной в пробку бутыли, выливается в ванну.
В процессе приготовления электролит перемешивается струей ожатого воздуха.
Плотность электролита, г/см8 |
Потребное количество кислоты на 1 л воды |
Плотность электролита, г/см8 |
Потребное количество кислоты на-1 л воды |
||
г |
СМ3 |
Г |
см8 |
||
1,08 |
328,7 |
179,0 |
1,230 |
454,7 |
246,5 |
1,10 |
351,7 |
191,0 |
1,240 |
478,0 |
260,0 |
1,21 |
399,6 |
216,8 |
1,251 |
506,0 |
275,0 |
1,262 |
534,2 |
290,0 |
|||
1,22 |
424,6 |
230,4 |
1,273 |
565,0 |
306,0 |
Количество концентрированной серной кислоты плотностью 1,83 (при температуре 15°С) для получения электролита требуемой плотности определяют по табл. 26.
Щелочной электролит готовят из гидрита окиси калия марки А (твердый) или В (жидкий) с добавкой (для увеличения срока службы) моногидрата лития и сернистого натрия. Количество добавок на 1 л электролита должно быть 5—6 г едкого лития, 20—25 г сернистого натрия. Твердую щелочь предварительно раскалывают на мелкие кусочки и загружают в дистиллированную воду. Количество щелочи и дистиллированной воды для приготовления электролита определяют по габл. 27.
Щелочной электролит разводят в установке, состоящей из двух ванн, раздаточного бака и двух дозировочных бачков. Последние вынесены в цех, из них электролит самотеком по гибкому трубопроводу разливается в аккумуляторы. Подача электролита в раздаточный бачок производится шестеренчатым насосом. На раздаточном бачке установлено реле уровня, которое автоматически выключает насос при подъеме электролита выше необходимого уровня и включает при его снижении.
Залитые электролитом аккумуляторы перевозят в зарядное помещение. Для перевозки аккумуляторных батарей из ремонтного помещения в зарядное служит тележка с рольгангами, покрытыми резиной для предотвращения образования искр при установке. По бокам с обеих сторон тележка имеет два откидных трапа, которые выдвигают при подходе к стеллажам зарядного отделения для сдвига секции аккумуляторных батарей.
Таблица 27
Плотность электролита, г/см3 |
Количество на 1 л |
едкого кали воды |
Плотность электролита, г/см8 |
Количество на 1 л |
едкого кали воды |
г |
% |
г |
% |
||
1,171 |
228 |
19,5 |
|||
1,180 |
242 |
20,5 |
1,220 |
295 |
24,2 |
1,230 |
309 |
25,1 |
|||
1,190 |
255 |
21,4 |
1,240 |
324 |
26,1 |
1 200 |
269 |
22,4 |
1,250 |
338 |
27,0 |
282 |
23,3 |
1,263 |
353 |
28,8 |
⇐Работы с батареями, выполняемые при текущем ремонте ТР-3 | Ремонт электрооборудования тепловозов | Техника безопасности при работе с аккумуляторами⇒