Очистка и предварительная проверка тягового электродвигателя

Тяговый электродвигатель должен поступать в цех после обмывки наружной поверхности. Перед мойкой на участке, разборки колесно-моторного блока сливают масло из моторно-осевых подшипников, удаляют подбивку, польстеры, снимают шапки. Подбивку и польстеры передают в специализированные отделения, а шапки и электродвигатели — на мойку. Перед подачей электродвигателя на мойку замеряют сопротивление изоляции для того, чтобы после мойки, повторно замеряя сопротивление изоляции, определить степень ее увлажнения. Чтобы предохранить электродвигатель от попадания воды внутрь, на все вентиляционные отверстия ставят заглушки, а на наконечники выводных проводов надевают металлические стаканы. Защищенный от попадания воды электродвигатель передают на тележке в типовую моечную машину ММД-12 или ММД-13.

В моечную машину закатывают на тележке три тяговых электродвигателя одновременно. Люки на остове закрывают заглушками с гибкими шлангами, по которым подается нагретый до температуры 80—90°С воздух под давлением до 5 кгс/см2. Воздух, попадая внутрь электродвигателя, препятствует проникновению в него воды, а повышенная его температура способствует ускорению высыхания попавшей влаги. На выкаченных из моечной машины электродвигателях тут же снимают заглушки, стаканы и брезентовые рукава (если они были надеты), продувают воздухом и замеряют сопротивление изоляции. Если сопротивление изоляции значительно понизилось по сравнению с замером перед мойкой, то электродвигатель направляют на сушку. Если сопротивление изоляции осталось в норме, то двигатель передают на разборку.

Мойку двигателей выполняют только в том случае, если обеспечивается защита электродвигателя от попадания влаги внутрь. Если это условие выполнить нельзя, то очистку электродвигателя ведут скребками с последующей протиркой ветошью, смоченной в керосине.

После обмывки или очистки с электродвигателя спрессовывают шестерни пневмогидравлическим съемником (рис. 38), состоящим из воздушного цилиндра 2, автоматической головки 1, клапанной коробки 3, пресса 11 и бака для масла 12. Пресс установлен на тележке 4. Захваты 5, состоящие из двух половин, надевают на шестерню 6 и стягивают их хомутом 9. Воздух через автоматическую головку поступает в воздушный цилиндр, который в свою очередь через клапанную коробку приводит в действие масляный насос пресса. Шток пресса упирается в торец вала 7 и захваты стягивают шестерню с вала. В стенке хомута имеется отверстие 10 для подвода пара или нагретого воздуха для подогрева шестерни в случае увеличенного натяга ее посадки. Если зазор между лабиринтным кольцом 8 и шестерней

6 мал и захваты не входят в него, то данным приспособлением снимать шестерню нельзя. Так как срыв шестерни происходит мгновенно и тележка со съемником стремится откатиться назад от тягового электродвигателя, необходимо для безопасности после включения автоматической головки отойти в сторону. Для большей безопасности рекомендуется к основанию съемника прикрепить металлическую цепь с крючком, который следует закрепить за остов, в этом случае тележка со съемником откатывается в пределах длины предохранительной цепи.

Более совершенный способ спрессовки шестерни при помощи маслосъема При этом способе масло под большим давлением (4000 кгс/см2) подается к месту сопряжения двух поверхностей — между валом и шестерней. Шестерня как бы всплывает и снимается с вала. Для этого на валу тягового электродвигателя имеются горизонтальное вдоль оси и вертикальное отверстия, по которым масло от масляного пресса подается на поверхность вала. На поверхности конуса в месте выхода вертикального отверстия имеется кольцевая проточка, которую и заполняет масло При этом способе корпус масляного насоса 1 (рис. 39) своей резьбовой частью ввертывают в хвостовик вала якоря. Рукояткой 7 перемещают вверх плунжер 9, и масло из резервуара 5 под действием пружины 4, открыв клапан 8, по ступает в пространство под плунжером. При перемещении плунжера вниз масло закрывает клапан 8 и открывает клапан 2 (насос создает давление). Корпус резервуара 5, предварительно заполненный маслом, ввертывают в штуцер 6. Игла 3 ограничивает подъем клапана. Съем шестерни при помощи насоса высокого давления можно производить при условии, если на конусе вала имеется специальная канавка для маслосъема и горизонтальное сверление вала. Такое устройство практически имеют все якоря тяговых электродвигателей, за исключением небольшого количества старых типов машин. Кроме того, шестерня и конус вала должны быть хорошо притерты и не иметь рисок, повреждений поверхностей, через которые может создаться утечка масла. Обработка конуса, форма проточки кольцевой канавки должны обеспечивать равномерное распределение давления масла по всей поверхности.

После съема шестерни электродвигатель тщательно осматривают. При этом обращают внимание на рабочую поверхность коллектора, бандажи якоря, конус, на крепление проводов, перемычек, состояние и крепление щеткодержателей, полюсов и т. д. Конусным щупом замеряют осевой разбег, для чего сдвигают якорь в крайнее левое положение до упора и производят замер зазора между щеткодержателем и петушками коллектора, затем сдвигают якорь в крайнее правое положение и тоже замеряют указанный зазор. Разница этих замеров покажет осевой разбег якоря После этого электродвигатель подключают к сети

Рис. 39. Масляный насос для распрессовки деталей на конусной посадке

Рис. 40 Схема соединения обмоток тягового электродвигателя для проверки работы на холостом ходу. Для этого выводные кабели ЯЯ и КК (рис. 40) соединяют между собой, а выводы Я и К подсоединяют к клеммной панели. При подаче напряжения якорь вращается по часовой стрелке (если смотреть со стороны коллектора). Если же соединить между собой кабели ЯЯ и К, а к кабелям Я и КК подвести напряжение, то якорь будет вращаться против часовой стрелки. На рис. 40 и схеме можно проследить прохождение тока через обмотки при обеих схемах включения. Якорь при частоте вращения 400 об/мин вращается в течение 10—15 мин в одну и столько же в другую сторону. При этом исправные подшипники должны работать без стука с равномерным шумом. Затем проверяют вибрацию электродвигателя ручным вибрографом ВР-1. Отклонение прибора более 0,15 мм показывает на необходимость динамической балансировки якоря. После чего замеряют сопротивление изоляции якоря и катушек полюсов. Перечисленные выше работы позволяют определить предварительный объем работ.

Основные элементы конструкции тяговых электродвигателей | Ремонт электрооборудования тепловозов | Разборка электродвигателя

Добавить комментарий