Классификация пассажирских вагонов

На железнодорожном транспорте все вагоны подразделяются на грузовые (для перевозки тарных, насыпных, наливных грузов), транспортеры (для перевозки крупногабаритных и очень тяжелых грузов), рефрижераторные (для перевозки скоропортящихся грузов при определенном температурном режиме) и пассажирские. В соответствии с государственным стандартом к пассажирским вагонам относятся не только вагоны для перевозки пассажиров, но и вагоны-рестораны, почтовые, багажные, специальные (например, вагоны-электростанции) и служебно-технические (лаборатории, тормозно-испытательные, вагоны-клубы и т.д.).

На железных дорогах России и стран СНГ эксплуатируются пассажирские вагоны постройки вагоностроительных заводов Венгрии, Германии, Польши, а также Тверского вагоностроительного завода ТВЗ (КВЗ) и Московского вагоноремонтного завода им. Войтовича. На заводах, расположенных в городах Тверь, Москва, Воронеж, Новороссийск, выполняется капитально-восстановительный ремонт вагонов, в том числе производства ГДР 1960-х гг.

Краткая характеристика различных типов вагонов приведена в табл. 1.1. Несмотря на то, что пассажирские вагоны строятся в разных странах и на различных вагоностроительных заводах, они имеют много общего в конструкции и эксплуатации.

Важнейшими технико-экономическими показателями пассажирского вагона являются: число мест, тара, база (расстояние между шкворнями) и длина.

Все некупейные вагоны при использовании в плацкартном режиме имеют 54 спальных места, в общем режиме — 81 место. Во всех купейных вагонах с кондиционированием и без него в каждом купе 4 спальных места, всего 36 мест. Во всех пассажирских вагонах предусмотрено двухместное служебное купе для проводников. На некупейных и купейных вагонах число мест указано на кузове вагона. Вагоны межобластного сообщения используются как общие и в зависимости от года и завода постройки имеют 68 или 72 места для сидения. Все вагоны типа СВ имеют 19 мест, крайнее одноместное купе предназначено для проводника. Вагоны международного сообщения в зависимости от классности могут иметь 22 места при двухместных купе или 33 при трехместных.

Род вагона Тип или

модель

Обозначение вагона Изгото витель

вагона

Особенности оборудования
ПО

книге служеб

ного распи

сания

по билетам системы «Экспресс-2» (вторая буква: С- скорый поезд, П — пассажирский)
Некупей ный 61-836

61-836Р

цмо ПС, пп твз Автоматическая вентиляция с применением термоавтоматики и комбинированного (электро-угольного) отопления, текстропно-карданный привод Т-2
То же 61-425 цмо ПС, пп квз Автоматическая вентиляция, текстроп-но-редукторно-карданный привод генератора
Для межобластного сообщения 61-828 ОБЛ ос твз Улучшенное электрооборудова

ние

То же 61-185 ОБЛК оп квз Система кондиционирования воздуха типа КЖ-25 и централизованное электроснабжение от вагона-электростанции
» 9510 ОБЛК оп МВРЗ Кресла для сидения. Конструктивная скорость 200 км/ч
Купейный 61-820 К КС, КП твз Нагнетательная автоматическая вентиляция, привод ТК-2
То же Р-8214 К КС, КП твз Радиокупе, купе для инвалидов и бытовые помещения
Обозначение вагона
Род вагона Тип или

модель

по книге

служеб ного

распи сания

по билетам системы «Экспресс-2» (вторая буква: С- скорый поезд, П — пассажирский) Изгото витель

вагона

Особенности оборудования
Купейный 61-4170 к КС, КП твз Кресла для сидения, централизованное электроснабжение от магистрали 3000 В, система кондиционирования воздуха типа «Хагенук». Конструктивная скорость 200 км/ч
То же 61-4179 к КС, КП твз Преобразователь постоянного тока напряжением 110 В в переменный ток напряжением 380 В мощностью 12 кВт, кондиционер воздуха типа «Лантеп»
» БК/к к КС, КП Герма ния Купе-буфет, кондиционер воздуха типа МАБ-П
61-820К к КС, КП ТВЗ Система кондиционирования воздуха типа «Хагенук», подвагонный генератор мощностью 32 кВт, микропроцессорное регулирование температуры в вагоне
» Д/к к КС, КП ГДР Принудительная вентиляция и комбинированное отопление
Обозначение вагона
Род вагона Тип или

модель

ПО

книге служеб

ного распи

сания

по билетам системы «Экспресс-2» (вторая буква: С- скорый поезд, П — пассажирский) Изгото витель

вагона

Особенности оборудования
Купей ный К/к к КС, КП ФРГ Кондиционер воздуха типа МАБ-II и комбинированное отопление
То же Кк/к к КС, КП ФРГ Кондиционирование воздуха, комбинированное отопление, генератор мощностью 32 кВт типа 1ША-4-32
СВ Кк/к-СВ СВ свс, свп ГДР Двухместные купе, кондиционирование воздуха и комбинированное отопление
То же 61-4165 СВ свс, свп твз Двухместные купе, нагнетательная вентиляция и комбинированное отопление
Для междуна

родного сообще

ния

Габарита

РИД

р ГДР Кондиционирование воздуха и комбинированное отопление
То же ВЛАБ-200 р ФРГ Без генератора, с преобразователем тока и напряжения от контактной сети, с электроводяным отоплением и системой кондиционирования воздуха типа «Хагенук». Конструктивная скорость 200 км/ч

При определении длины поезда учитываются промежутки между вагонами. Длина поезда по осям сцепления автосцепок смежных вагонов составляет 24 750 мм. Ширина и высота вагонов определяются габаритом.

В качестве экономических показателей используют коэффициент тары — отношение массы тары к числу мест и коэффициент населенности — количество пассажиров на 1 м длины кузова. При конструировании вагонов стремятся к снижению тары и увеличению числа мест для пассажиров, но не в ущерб прочности, скорости, комфорту.

Тара вагона — масса полностью экипированного вагона в порожнем состоянии является основным показателем для определения веса поезда. Важным показателем является масса тары, приходящаяся на одно пассажирское место. Чем меньше этот показатель, тем дешевле обходится эксплуатация вагона. Применение новейших материалов и совершенствование конструкции вагона дают возможность снизить тару вагона и при этом обеспечить безопасность движения.

Стандартная длина вагона позволяет формировать пассажирский поезд без подбора вагонов по утвержденной схеме и учитывать длину станционных и приемоотправочных путей. В длину вагона входит длина кузова вместе с обеими автосцепками.

База пассажирских вагонов, которые эксплуатируются на колее 1520 мм, принята 17 000 мм у всех четырехосных вагонов при длине кузова 23 600 мм. База зависит от длины и ширины вагона и от наименьшего радиуса кривых участков пути.

Предисловие | Проводник пассажирских вагонов | Габариты подвижного состава

Добавить комментарий