Честь служить пассажиру

Однажды довелось прочитать такое письмо:

«.Мне 18 лет. Как и многие мои сверстники, стою на распутье: какую выбрать профессию? Я и раньше подумывала стать проводником пассажирских поездов дальнего следования. Поездка на «Немане» из Москвы в Гродно окончательно укрепила это решение. Хочу быть такой же, как девушки, которых встретила в поезде Обращаюсь к вам с просьбой: сообщите, пожалуйста, где можно получить профессию проводника5». И. Иванова.

А вот что написали учащиеся Челябинского железнодорожного училища:

«…Раньше мы много слышали об этой специальности и считали, что проводник только и делает, что рассаживает пассажиров, поит их чаем, подметает коридор и гремит кочергой в тамбуре. Когда же нас послали на практику, мы увидели, что это лишь незначительная часть обязанностей проводника Оказывается, проводник должен хорошо знать устройство вагона, его электрического оборудования, систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха. И не только знать, но и уметь грамотно управлять всей этой техникой, контролировать ее работу Нам даже кажется, что название нашей специальности — проводник — не соответствует характеру выполняемой работы. Мы скорее механики пассажирских вагонов». Г. Родионова, В. Белова.

Прежде чем ответить на эти письма, я решил еще раз присмотреться к работе проводников. И как только представилась возможность поехать в мой родной город Новосибирск, постарался купить билет на поезд, который предпочитаю другим,— на «Сибиряк».

Посадка уже началась. Молодая проводница — форменная одежда аккуратно отутюжена, любо посмотреть — проверяет билеты. Пожилая женщина с двумя маленькими девочками нервничала: ей выходить ночью, а у нее много чемоданов, сумок да еще двое детей.

— Не волнуйтесь, я вам помогу, и ребятишек ваших вместе соберем, все будет в порядке,— говорит ей проводница.

— Покормить я их не успела,— не успокаивается женщина.— Чай у вас есть?

— В поезде прекрасный ресторан, а чай я вам в купе принесу, как только отправимся.

Я подаю свой билет. Радушная улыбка и два слова:

— Добро пожаловать!

Вот с этой приветливой улыбки и начинается сервис в поезде, а для пассажиров — хорошее настроение. В вагоне уют и чистота, как дома перед приходом гостей. В коридоре на стене на специальных подставках — газеты и журналы. На столиках в купе букетики полевых цветов.

После того как поезд отошел от перрона, в коридоре нашего вагона раздался звонкий девичий голос: «Здравствуйте, я ваш проводник. Зовут меня Марина. Приготовьте, пожалуйста, билеты и деньги за постельное белье». Пассажиры с любопытством, как по команде, выглянули из своих купе и посмотрели в сторону служебного отделения, где стояла улыбающаяся девушка с билетной папкой в руках. Посыпались ответные «здравствуйте». И как-то сразу в вагоне воцарилась домашняя непринужденная атмосфера. Казалось, мы были знакомы еще до этой поездки. Как радушная хозяйка, обошла Марина с напарницей всех пассажиров, помогая им удобно разместиться и отвечая на многочисленные вопросы. Не первый год работает она в этом поезде. Десятки поощрений записаны в ее трудовую книжку.

И дальше проводники работали, как играли,— увлеченно, азартно, радостно. Им нравилось делать все то, что они делали: встречать пассажиров, угощать их чаем, предлагать газеты и журналы, отвечать на разные вопросы. Даже черновую работу — уборку вагона — они выполняли легко и весело.

Я прошел по всему составу, не хуже самого придирчивого ревизора оглядел вагоны. Везде чистота и порядок. Но главное даже не в этом. Главное — доброжелательность, спокойствие и уют, царившие в каждом вагоне. И создавали их проводники. Ладные, подтянутые и все, как на подбор, красивые. Или это улыбки делали их такими?

Поздно вечером, когда пассажиры угомонились, я разговорился с хозяйкой нашего вагона. Ее рассказ о своей работе привожу почти дословно.

— Одна из школьных подруг как-то спросила: «И нравится тебе, Марина, такая жизнь?». Я вначале даже опешила, какая такая жизнь?.— «Да на колесах»,— говорит.

С тех пор прошло немало времени. А я нет-нет, да и задаю себе этот вопрос. И неизменно отвечаю: «Да, нравится». А колеса… Так под их перестук хорошо работать, и думается легче. Начиналось, правда, с семейного конфликта, как это часто бывает. Когда после окончания школы я сказала маме, что хочу стать проводником вагона, она, плача, уговаривала меня отказаться от этой затеи: «Там только и надо, что убирать грязь, не для тебя эта работа! А люди какие!? Недалекие, грубые». И, надо сказать, чуть не уговорила. Сейчас даже подумать невозможно, что у меня могла быть другая профессия. И мама, глядя, как я надеваю перед рейсом форму — черный костюм, белую блузу с галстуком, берет с «птичкой»,— теперь улыбается: «Верю, что тебе не приходится уголь грузить». Хотя я ей и раньше говорила, что этим экипировочные бригады занимаются.

Так, что же это за профессия — проводник пассажирского вагона? Прежде всего — это человек, не только сопровождающий пассажиров в пути, но и готовый оказать им помощь при любых затруднениях. Вместе с тем он является полноправным хозяином вагона, в котором пассажиры на время поездки обретают дом. Поэтому должен оградить их от вся ких неожиданностей при посадке в вагон, в пути следования и в конце рейса.

В отличие от бортпроводника воздушного лайнера, занятого только обслуживанием пассажиров и не касающегося самолетной техники, проводник вагона должен быть многогранным специалистом. Прежде всего он должен знать основные требования документов, регламентирующих работу железнодорожного транспорта — Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР и Инструкции по сигнализации на железных дорогах Союза ССР. Кроме того, надо знать устройство обслуживаемого вагона со всем его оборудованием, обладать некоторыми слесарными навыками на случай, если понадобится выполнить мелкий ремонт, уметь оказать первую доврачебную помощь заболевшему пассажиру, знать правила оформления документов для проезда по нашей стране и в международном сообщении.

Такая универсальность сама по себе не приходит и желающим постигнуть все премудрости мастерства надо учиться на специальных курсах или в профессионально-техническом училище. Принимают туда предпочтительно совершеннолетнюю молодежь, которая может по состоянию здоровья выполнять работы, связанные с движением поездов. В процессе обучения много внимания уделяется не только вопросам сервиса, но и устройства различных типов пассажирских вагонов и отдельных их узлов, особенно таких, от которых зависит безопасность движения поездов. Так что не зря московские проводники любовно называют свои курсы академией.

Слова о безопасности движения на любом виде транспорта имеют магическую силу. И если, изучая в школе характер чеховского Беликова, мы смеялись над девизом его жизни «…как бы чего не вышло», то на железной дороге эта фраза стала словно увеличительной линзой, сквозь которую рассматривается все происходящее на рельсах и даже возле них. Проводник пассажирского вагона как один из многочисленных стражей безопасности движения поездов должен постоянно следить за техническим состоянием вагонной техники.

Уже не один десяток лет на сети наших дорог курсируют поезда высшей категории — фирменные. Внешне они отличаются тем, что на продольных стенах их вагонов стилизованным шрифтом написано название поезда, как-то связанное с местом формирования или маршрутом следования: «Латвия» (поезд, курсирующий между Москвой и Ригой), «Молдова» (Кишинев — Москва), «Рида» (Москва — Сочи) и др. Своеобразным флагманом фирменных поездов по праву считается «Россия»— поезд, курсирующий по маршруту Москва — Владивосток. Фирменный поезд, как правило, отличается еще и тем, что кузова его вагонов окрашены не стандартным темно-зеленым цветом, а каким-то другим — например, вишневым, красным, желто-черным или синим. Продольные стены вагонов некоторых фирменных поездов украшены национальным орнаментом и стилизованными рисунками. Главная же особенность таких поездов — повышенный комфорт для пассажиров. Иными словами, фирменный поезд — это эталон пассажирского поезда.

К числу фирменных по утвержденному положению может быть отнесен пассажирский поезд только круглогодичного обращения (а не назначаемый временно на период сезонных перевозок), курсирующий между Москвой и столицами союзных и автономных республик, городами-героями, краевыми и областными центрами. Формируются фирменные поезда преимущественно из новых вагонов или находящихся в эксплуатации со дня постройки не более 10 лет, а также прошедших заводской ремонт в увеличенном объеме. Внутри вагонов должно быть однотипное, не отличающееся в пределах состава по цвету и рисунку съемное оборудование и инвентарь: коридорные ковровые дорожки, купейные коврики, постельное белье с шерстяными одеялами, оконные занавески с фирменными вышивками, чайная посуда. Продольные стены вагонов некоторых фирменных поездов украшены репродукциями и эстампами, настенными кашпо, красочно оформленными расписаниями следования по маршруту и т. п.

Пассажир фирменного поезда может заказать с доставкой из вагона-ресторана в купе горячий обед, завтрак. Ему предоставлена возможность прямо в вагоне заранее оформить

У проводника вагона фирменного поезда можно купить свежие газеты и журналы заявку на прямую плацкарту в случае предстоящей пересадки на другой поезд. Во многих поездах созданы «Уголки добрых услуг» с набором необходимого инструмента и материалов для оказания помощи пассажирам в неотложном мелком ремонте одежды, обуви, сумок и т. п. В каждом вагоне фирменного поезда есть аптечка с медикаментами для оказания первой доврачебной помощи.

Фирменные экспрессы имеют право обслуживать только лучшие проводники, прошедшие специальную подготовку и имеющие производственный стаж в занимаемой должности не менее года Лишь выдержавших экзамен на умение по-фирменному обслуживать пассажиров допускают в самостоятельный рейс.

Проводникам фирменных поездов выдают форменную одежду из материалов повышенного качества. В осенне-зимний период все проводники носят теплые шапки, а в весенне-летний — мужчины — фуражки, женщины — береты или пилотки, которые к лицу представительницам любого возраста. Кроме того, каждая бригада фирменного поезда обеспечивается однотипной обувью, сорочками, рабочими халатами, белыми куртками или фартуками. Дату перехода на зимнюю или летнюю форму одежды устанавливает начальник вагонного депо или участка с учетом климатических и погодных условий по маршруту следования поезда

Большую популярность среди пассажиров приобрели фирменные поезда Прибалтийской дороги «Латвия», «Юрмала», «Янтарь», «Эстония», «Лиетува» и др. Уют и комфорт в их вагонах созданы руками самих проводников. Пассажиры могут здесь, не выходя из вагона, купить медикаменты, художественную литературу, свежие газеты, журналы и даже отправить телеграмму или заказать такси в конечном пункте. В любое время суток можно получить чай и кондитерские изделия Есть в поезде «Салон красоты», «Справочное бюро», «Детский уголок», «Библиотека»

На многих дорогах стали традиционными ежегодные конкурсы среди поездных бригад на звание «Лучший провод ник», «Лучший начальник поезда». Это способствует повышению профессионального мастерства работников, распространению передового опыта, повышению престижности профессий. Такие конкурсы служат хорошим стимулом трудового соперничества, поскольку в ходе их проверяют не только знания правил технической эксплуатации железных дорог, правил перевозки пассажиров и багажа, должностных инструкций, требований техники безопасности, но и оценивают практические навыки и умение ориентироваться в сложных ситуациях, производственные достижения и общую эрудицию участников соревнования.

Большое распространение получил почин проводников-ростовчан: «Ни одного отстающего рядом!». Бригады проводников фирменных поездов взяли шефство над отстающими коллективами, помогли укрепить в них дисциплину, передали им свой опыт. Проводники Прибалтийской дороги соревнуются не только между собой, но и с бригадами фирменных поездов «Тихий Дон», «Молдова», «Россия», «Южный Урал» и др. Рижские проводники периодически совершают поездки в этих поездах, делятся с коллегами своим опытом, заимствуют у них все, что помогает повышать культуру обслуживания пассажиров.

Бригады фирменных поездов открыли новые формы социалистического соревнования в совершенствовании мастерства. То, что вчера было достижением одиночек, сегодня становится общественной нормой. Примечательно, что проводники-комсомольцы, как и в былые времена, являются застрельщиками новых починов.

О том, чем насыщен рабочий день в рейсе, предоставим возможность рассказать проводнику фирменного поезда «Южный Урал», курсирующего между Челябинском и Москвой. Для этого нам придется пройти на территорию станции, где разместился парк отстоя составов пассажирских поездов.

Параллельными рядами вытянулись составы на путях, словно гигантские змеи на солнцепеке. Вдоль одного из них, наклоняясь буквально к каждому колесу, идет бригада осмотрщиков — это поезд Челябинск — Москва готовится к очередному рейсу. Именно здесь появился передовой метод подготовки пассажирских поездов в рейс — так называемая челябинская экипировка.

Суть нового метода заключается в том, что подготовку составов к рейсу осуществляют специальные экипировочные бригады, а проводники вагонов полностью освобождены от этого. Работа бригады начинается с приемки каждого вагона от проводников прибывшего состава с оценкой его технического состояния. Следующая операция — снятие постельных принадлежностей, после чего начинается санитарная обработка вагонов. Затем экипировщики приступают к снабжению вагонов съемным оборудованием, заправляют их водой и топливом и сдают проводникам.

Помимо указанных операций, рабочие экипировочных бригад осуществляют охрану вагонов, а в зимнее время и их отопление. Это повышает ответственность за качество подготовки составов, способствует ускорению операций по приемке и сдаче вагонов. Благодаря такой организации работ девушки-проводники приходят перед отправлением в рейс лишь ненамного раньше пассажиров. В течение часа проводится инструктаж бригады и приемка вагонов. Проводники расставляют на столиках в купе букеты цветов, прохладительные напитки, раскладывают сахар и печенье. Все остальное по наведению порядка в вагоне уже сделано. И по возвращении из рейса они уходят из вагона почти сразу же за последним пассажиром, подхватив свои изящные сумочки. А состав со всем своим имуществом снова поступает в руки бригады экипировщиков.

Высокая культура обслуживания пассажиров в поездах во многом зависит от санитарного состояния вагонов Поэтому поездные бригады активно участвуют в генеральных уборках обслуживаемого ими подвижного состава, которые периодически проводятся в депо.

Проводница, с которой нам предстояло познакомиться, тоже была занята подготовкой к встрече пассажиров, проверяла сохранность упаковок душистого чая, сахара, печенья и вафель. Ее напарница поправляла постельное белье на полках. От того, что обе одеты в рабочие халатики, все выглядело по-домашнему.

Нашу просьбу немного рассказать о своей профессии занятая делом Ольга Васильевна Кузнецова, женщина средних лет, встретила без особого энтузиазма, но тем не менее пригласила в купе, сияющее свежим убранством. Когда мы уселись, она улыбнулась и посмотрела на свои натруженные руки.

— Могу сказать, что моя работа — служение людям. Наш долг обслуживать пассажиров: усталых — участливо, грубых — выдержанно, обидчивых — тактично, застенчивых — заботливо. От нас, кроме прекрасного знания дела, требуются еще и высокие моральные качества: сознательность, трудолюбие, уважение к человеку.

Помню, как пришла я на железную дорогу 20 лет назад. Прочитала однажды на улице объявление: приглашаются женщины на курсы проводников. И представила себе дальние поездки, интересные встречи, новые города. А главное — после каждой поездки почти недельный отдых: можно дома по хозяйству многое сделать и отдохнуть, как следует. Когда же впервые увидела пассажирский вагон изнутри, испугалась — справлюсь ли?

После окончания курсов получила направление в бригаду. Романтика дальних дорог быстро поблекла: не до нее было. Поездки в те времена занимали полмесяца, с длительным отдыхом тоже не всегда получалось. Людей не хватало и нередко руководители просили: сделай еще одну поездку. А потом приходилось и еще одну… Теперь намного легче стало благодаря новому методу подготовки составов бригадами экипировщиков, располагающих специальной техникой и механизмами. А мы стараемся, чтобы к моменту посадки пассажиров вагон был убран, как квартира к приходу гостей, чтобы в нем было светло, тепло и уютно.

Готовить вагон приходится не только внутри, но и снаружи: там надо повесить его порядковый номер и маршрутную доску, указывающую направление следования поезда. Иначе может повториться ошибка, которую допустил «человек рассеянный с улицы Бассейной». Еще нужно не забыть к приходу пассажиров протереть влажной тряпкой поручни входной двери тамбура, это только на первый взгляд мелочь. Ну и, конечно, успеть самой навести красоту. Мы, женщины, и на служебном посту хотим быть больше привлекательными, нежели официальными. Мы же — лицо поезда.

Основные хлопоты для нас начинаются с посадки пассажиров. Мы ведь не просто впускаем людей в вагон, а проверяем соответствие проездных билетов рейсу и наличию свободных мест. К сожалению, нередки еще случаи, когда к вагону отходящего поезда спешит пассажир, весь увешанный поклажей и сопровождаемый вереницей детворы, имея билет на поезд другого направления. Много конфликтных вопросов приходится нам решать, имея для этого в резерве считанные минуты. Бывают и «двойники»— два пассажира на одно место. Они не виноваты в ошибке кассира и мы обязаны увезти обоих, обеспечив каждому удобное место. Тут уж без помощи’начальника поезда не обойтись. А о разнообразии видов железнодорожных билетов многие и не подозревают. Энциклопедической памятью надо обладать, чтобы в них не запутаться.

В момент отправления поезда нам надо быть особенно бдительными, чтобы не увезти с собой провожающих и не оставить на перроне отъезжающих (случаются и такие казусы). А уж о билетах, забытых в карманах провожающих, и говорить не приходится. Об этом всякий раз напоминает по радио начальник поезда. После трогания поезда с места нередко приходится буквально ловить влетающих в тамбур вслед за своими чемоданами опоздавших пассажиров. Хорошо еще, если все это происходит не ночью.

Но представим себе, что все обошлось без происшествий и поезд отправился в рейс к столице нашей Родины — Москве. В открытых тамбурных дверях со свернутыми желтыми сигнальными флажками стоят проводники. Этот своеобразный строй проводников работники станции расшифровывают как подтверждение готовности всех вагонов к дальней дороге. Его можно наблюдать днем и ночью, зимой и летом на больших и маленьких станциях. Таково требование должностной инструкции.

Когда поезд минует выходную стрелку станционного пути, закрываем входную дверь тамбура. С этого момента для проводников начинаются дорожные хлопоты. Надо разместить не устроившихся еще пассажиров, помочь больным, пожилым и инвалидам поменять верхние места на нижние, объединить в одном купе разделенные кассирами семьи, собрать для лучшей сохранности проездные билеты и не забыть взыскать плату за пользование постельными принадлежностями. А со всех сторон уже слышны вопросы: когда приедем в такой-то город (хотя расписание висит на видном месте)? А Волгу днем или ночью будем проезжать? Чаем скоро будете поить? А стакан можно попросить?

Заключительный этап этой суеты — передача начальнику поезда сведений об оставшихся свободными местах в вагоне. А потом начинается коллективное чаепитие. Из приоткрытых дверей купе слышен перезвон стаканов, мирный говор познакомившихся пассажиров, смех веселой компании, дорожные капризы детворы. И приятно сознавать, что мне доверено на время благополучие этих людей.

О нашем вагонном чае стоит сказать особо. Кто часто в командировки ездит, тот оценил его достоинства. Заметили мы, с нескрываемым наслаждением пьют наш чай пассажиры. Многие женщины выпытывают у нас секрет его приготовления. А в чем секрет — мы, откровенно говоря, и сами не знаем. Думали, в самоваре, так он уже давно стал электрическим, еловые шишки и уголек не нужны. Скорее всего в частичке души, которую мы вкладываем вместе со щепоткой ароматной заварки. Нас в свое время учили на курсах и умению угощать пассажиров чаем. Тогда же научились наводить блеск на чайной посуде и разносить чай на ходу мчащегося поезда, не расплескав по пути ни одной капли.

Пока пассажиры чаевничают, проводник, исполняющий на общественных началах обязанности книгоноши, продает свежие газеты и журналы, художественную литературу. Небольшая подборка новинок периодических изданий имеется в каждой служебке (так мы называем свое служебное купе). Там же хранятся настольные игры.

Но вот возвращен последний пустой стакан. Одна за другой закрываются двери купе, и в вагоне воцаряется ночная тишина. Но это вовсе не значит, что у проводника дел убавилось. Сначала надо переодеться — снять белый фартук, накрахмаленный кокошник и надеть рабочий халат. Мы ревностно следим за чистотой белых блузок, хотя делать это в условиях многосуточной поездки нелегко.

Прежде всего нужно вымыть чайную посуду. Затем пропылесосить ковровую дорожку в коридоре и приготовиться к проверке билетов контролерами-ревизорами. Как правило, ревизоры появляются в самый неожиданный момент (так, по крайней мере, думают они) и чаще всего ночью. У каждого своя тактика проверки. Один на слово поверит, что нет безбилетников, другой пойдет проверять по вагону. А потом, взяв у проводника билетную папку, внимательно изучает вложенные в нее билеты и квитанции. Если обнаружится несоответствие билета категории вагона, неправильно оформленная доплата за провоз багажа или еще какое-нибудь нарушение, не избежать тогда строгого назидания со стороны ревизора, а после рейса — и от начальника вагонного участка. Не столько материально, сколько морально действует это на проводника. За многие годы работы я хорошо изучила наши железнодорожные правила и замечаний практически не имею. За то, наверное, мой портрет на Доске почета.

Да что там я. У нас есть проводники — медалисты ВДНХ, лауреаты Всесоюзной выставки технического творчества молодежи, лауреаты телевизионного конкурса «А ну-ка, девушки!». За хорошую работу нас фотографировали у переходящего Красного знамени Совета Министров СССР и ВЦСПС. Памятная фотография с благодарственной надписью вручена бригаде как награда за хороший труд и успехи в социалистическом соревновании. Работает у нас в резерве проводников начальник поезда Л. К. Громов. Бригада его в числе первых поддержала почин знатного машиниста дважды Героя Социалистического Труда В. Ф. Соколова и взяла состав на социалистическую сохранность. Этот коллектив работает по бригадному подряду. Лев Константинович, например, совмещает две должности — он еще и электромеханик. Летом каждый проводник превращается в наставника, когда приходят на практику студенты.

Недавно мне тоже доверили почетную обязанность быть наставником молодежи — между рейсами я тоже провожу в депо занятия в школе передового опыта. Дело это оказалось далеко не простым: ведь мало научить своих подопечных профессиональным навыкам, надо передать им свое отношение к труду, привить понятие чести рабочего человека. Некоторые говорят,что с молодыми работать трудно и хлопотно, я же считаю — это нужно и важно. В такой работе вижу свой долг и в этом нахожу удовлетворение, особенно когда удается добиться хороших результатов.Сократилась у нас текучесть кадров — и это уже немало.

Проводники-наставники — такого звания раньше, лет десять назад, не было. Но по существу более опытные всегда были наставниками, и молодые это чувствовали. Бывало, в каком-нибудь старом вагоне замерзнут сливные трубы или раскапризничается котел отопления: дыма полон тамбур, а батареи чуть теплые. Первой на помощь зовут меня. Коли дело не заладится, так всю ночь и продежуришь возле первозимника. Однако новая техника, как говорят математики, условие необходимое, но недостаточное. Есть, к сожалению, фирменные поезда, которые отличаются от нефирменных лишь красивыми надписями на вагонах, а обслуживание пассажиров в них самое заурядное.

Почему, спрашиваю я себя, иногда люди относятся к труду проводника с неуважением? Видно, сложившиеся у некоторых неправильные представления о сути нашей профессии не скоро исчезнут, хотя труд проводника современного пассажирского вагона существенно изменился. Вот здесь мы, наставники, и должны сказать свое слово, воспитать у молодежи чувство профессиональной чести. Ведь авторитет работника зависит не только от того, каким его видят люди, но и каким он видит себя сам.

Нам уже удалось многого добиться. Нет ни одной жалобы от пассажиров нашего поезда в течение нескольких лет. Обычно люди куда как легки на подъем, когда надо жалобу настрочить, и редко догадываются сказать хотя бы спасибо, если в поезде было все хорошо. Нашим же проводникам многие пассажиры выражают благодарность в письменном виде. Дело, конечно, не в количестве таких благодарностей, а в том, что именно увидели и оценили пассажиры: «…Проводники корректны и интеллигентны….Они сами, видом своим и манерами украшают вагон….Труд их необходим и благороден… О вас, девушки, и о вашей работе буду рассказывать ребятам на уроке обществоведения как о примере того, что любой труд может стать предметом гордости».

Вы понимаете, сбывается мечта проводников: пассажиры начали замечать в нашем труде гордость и благородство. Это важнее, чем просто избавиться от жалоб. И мы в своем наставничестве помним народную мудрость, которая гласит: славен человек, достигший вершин мастерства, но трижды славен тот, кто помог взойти на эту вершину своим ученикам. Однако вернемся к основной теме.

После ухода ревизора я готовлюсь к очередной остановке поезда: проверяю исправность сигнального фонаря, еще раз уточняю номера свободных мест, открываю тамбурную дверь и протираю поручни. Едва успевает поезд остановиться, а у подножки уже чемоданы, дорожные сумки и их беспо койные владельцы. Моя задача — быстро проверить билеты и пропустить людей в вагон, а затем успеть еще проверить к’хническое состояние подвагонного оборудования.

Безопасность, безопасность и еще раз безопасность движения— твержу я, осматривая редукторный привод подвагонного генератора, проверяя состояние подвески генератора и карданного вала. Затем осматриваю ящик аккумуляторной батареи, детали ходовых частей, междувагонные переходные площадки. Делать это мы научились быстро, обходя вагон по давно разработанному оптимальному маршруту, посвечивая ночью на детали аккумуляторным фонарем.

Зима — пора проверки профессионального мастерства железнодорожников, особенно связанных с движением поездов. Не случайно на транспорте появилось определение «первозимник». Начинающий работать первую зиму, как правило, находится под опекой опытного проводника-наставника и перед каждым выездом в рейс проходит дополнительные специальные инструктажи.

Уровень квалификации своих коллег я оцениваю по умению быть обходительным с пассажирами, правильно отапливать вагон и обслуживать электрическое оборудование. На этих «китах», на мой взгляд, зиждется наше профессиональное мастерство. Растопка водяного котла — мудреная операция. Первозимнику растопить котел с первого раза удается редко, но и после того как загудит в котле огонь, забот не убывает. Теперь надо знать другую премудрость — когда и сколько подсыпать угля, чтобы жар сохранить и норму расхода топлива не превысить.

Сейчас у нас новые вагоны с комбинированным электро-угольным отоплением. В них виднее стали результаты наших стараний: пройдешься по купе с пылесосом, протрешь все влажной тряпкой — и заблестел вагон чистотой. А главное, электронагреватели в котле отопления и кипятильнике освободили проводников от самой грязной работы — возни с углем. Теперь достаточно повернуть выключатель в нужное положение, а дальше за тебя будет работать электри чество и автоматика. Мы уже можем работать буквально в белых перчатках и модный маникюр иметь. Молодежь новые вагоны привлекают не столько облегченными условиями труда, сколько совершенством и сложностью конструкции. Все новшества только старичков отпугивают, а для молодых да любознательных здесь есть возможность ощутить власть над умной техникой.

Умение работать с пассажирами — это черта, я бы сказала, психологического характера. В жизни ведь как, одни страдают сердечной недостаточностью потому, что другие страдают недостатком сердечности. В моем купейном вагоне 36 спальных мест. Пассажиры разные бывают: один сел в поезд чем-то расстроенный, другой на кого-то сердитый, третьему, наоборот, очень хорошо и ему поговорить хочется. А мне нужно каждого понять, быть со всеми ровной и доброжелательной. И ни в коем случае не вспылить, даже если пассажир и неправ. Впрочем, пассажир всегда прав. Не он для нас, а мы для него.

Позвольте маленький пример. По существующему положению проводник вагона фирменного поезда обязан застелить постельным бельем диваны и полки. Но, к сожалению, не всегда он успевает это сделать и пассажир вынужден сам стелить простыни и «одевать» подушки. У женщин получается ловко, а у мужчин часто все из рук валится. Вот здесь проводник должен, несмотря на занятость, исправить свою оплошность. Не сделай он этого — ниминуем конфликт и испорченное настроение. Проводник должен быть тонким психологом, уметь сглаживать острые углы во взаимоотношениях с пассажирами, быть корректным и даже услужливым. Мы не должны в услужливости видеть что-то унизительное, ибо сегодня я обслуживаю пассажира-врача, завтра — он меня в своей поликлинике.

После этих слов наша собеседница с улыбкой посмотрела на часы, дав понять, что отведенное на интервью время истекло и ей надо продолжать работу.

И все же, как бы ни любил проводник свое дело, он ус тает от стука колес, дорожных встреч и ночных дежурств. Потому так приятно вернуться домой. Во многих пассажирских депо для проводников построены современные комфортабельные молодежные общежития. Живущие в них девушки учатся в вечерних школах, заочных техникумах и институтах. В этих общежитиях имеются и ателье мод, и большие гостиные с удобной мягкой мебелью, цветами, коврами и музыкальными инструментами. По вечерам здесь собирается свободная от работы молодежь, чтобы обменяться впечатлениями, поделиться планами, заботами или просто отдохнуть. Можно прийти в такую гостиную на чашку чая и принять участие в импровизированном «зеленом огоньке». Сюда можно пригласить не только местных, но и приезжих артистов, поэтов. Модельеры города, парикмахеры нередко выносят свои новые работы на суд проводников — вкус у них строгий и ему доверяют. Девушкам приходится бывать в разных городах, они многое видят и им есть с чем сравнивать.

А мы с вами давайте познакомимся с проводниками резерва вагонного депо Рига-Пассажирская Прибалтийской дороги. Здесь всегда людно, слышна двуязычная речь — латышская перемежается с русской. А сейчас особенно — прибыли из рейса две соревнующиеся бригады поездов «Латвия» и «Юрмала». На смену им готовятся две другие, отдохнувшие. Женщины одеты в элегантную форму с пилотками поверх кокетливых причесок. То тут, то там слышатся восторженные возгласы встретившихся подруг.

В Риге за проводниками закреплены определенные вагоны. Преимущество такой определенности неоспоримо. Сменщики наизусть знают «болезни» обслуживаемого оборудования, обоюдными усилиями устраняют их, предупреждают друг друга о появлении новых отклонений от нормы, украшают интерьер не по трафарету, а как подсказывает собственный вкус. По всему чувствуется, что для молодых проводников вагон стал продолжением родного дома. Они положили в основу своих взаимоотношений принцип, свойственный коммунистической морали: «Вместо взаимных претен зий—взимная помощь». Потому и в работе все ладится, спорится.

Предрейсовое возбуждение словно переполняло молодежь весельем и желанием заразить им окружающих. В ответ на задорные напутствия — пожелания хорошего отдыха. Собеседницу долго выбирать не пришлось: наш выбор пал на миловидную блондинку с охапкой зеленых веточек в руках. На лацкане костюма — алый комсомольский флажок и значок об окончании техникума. После краткого знакомства мы обратились с вопросом:

— Инга! Представьте, пожалуйста, себя в роли гида, сопровождающего группу юных экскурсоводов. Что бы вы рассказали им примечательного о своем рабочем месте и о своей работе вообще?

Девушка заговорила с приятным акцентом, иногда взглядом прося подсказать нужное слово свою напарницу, которая, видимо, лучше говорила по-русски.

— Вагон для меня — то же, что для машиниста тепловоз или для токаря станок. В нем собраны воедино сложные системы, агрегаты и механизмы, которые обеспечивают пассажирам безопасность и комфорт. Всю эту технику я обязана уметь правильно обслуживать. Для работы проводникам отведено в вагоне служебное отделение, а для отдыха — отдельное двухместное купе. В служебном отделении центральное место занимает щит с электрическими контрольно-измерительными приборами и переключателями. Одними из них я включаю приборы освещения на вечерний или ночной режим, другими — систему кондиционирования воздуха, преобразователь тока питания электробритв, охладитель питьевой воды. В специальном шкафу смонтированы приборы, контролирующие режимы работы холодильной установки системы кондиционирования. Обслуживание электрического оборудования вагона — это ответственная обязанность. Хорошо, что в составе бригады есть поездной электромеханик или, как мы его сокращенно зовем, ПЭМ. Он бдительно следит за исправностью своего сложного хозяйства. Моя задача скромнее — периодически контролировать показания приборов.

Здесь же в служебном отделении есть хозяйственный уголок — раковина с кранами для горячей и холодной воды. Дома хозяйки это нехитрое сооружение называют мойкой. Когда посуда вымыта, раковину закрываем крышкой, и мойка превращается в удобный столик. Чистую посуду и продукты чайной торговли (так проводники называют предназначенные для пассажиров чай, сахар и кондитерские изделия) мы храним в двух специальных шкафчиках. Хоть и тесновато, но все расположено удобно, под рукой.

Видите на столике телефонный аппарат? Теперь, если нужно связаться с начальником поезда, нам не приходится бежать вдоль состава или просить соседку вызвать его «по цепочке». Достаточно поднять трубку — и говори с начальником. Так, не покидая своего поста, мы и сведения о наличии свободных мест передаем, и ПЭМа вызываем, если что-то вдруг не ладится.

Всякие ситуации в рейсе складываются. Никогда не забуду, как у одной пассажирки в пути роды начались. Мне до этого часто приходилось читать о появлении на свет маленьких пассажиров в поездах, самолетах, на кораблях. Честно признаться, все эти случаи я воспринимала не более как репортерские байки. А тут такое в моем вагоне случилось. Не скажешь же, чтобы до ближайшей станции повременила. Хоть и учили нас на курсах, что нужно делать при этом, все равно растерялась. Позвонила начальнику поезда, и он мгновенно среагировал. Не успела я положить трубку, как слышу по поездной радиотрансляционной сети знакомый баритон: «Товарищи пассажиры! Если среди вас имеются медицинские работники, прошу срочно пройти в пятый вагон для оказания медицинской помощи роженице».

И что вы думаете — несколько врачей и медицинских сестер пришли. Ох, и поволновались мы! Кто из ресторана кипяченую воду носил, кто из вагонных аптечек нужный материал собирал, кто чистое белье готовил. А начальник поезда и машинист тепловоза по рации передали диспетчеру, чтобы нас на ближайшей станции встречала машина скорой помощи. Все обошлось благополучно.

В нашей служебке хранятся и ремни безопасности. Не смейтесь, я не оговорилась. Бывает, что пассажир во сне с верхней полки падает. Узковата она все-таки, особенно для пассажиров, кто посолиднее. Да вдобавок неопытный машинист так дернет или затормозит состав, что спящему наверху не удержаться, вот и летит вниз. Немецкие вагоностроители на такой случай предусмотрели специальные быстросъемные ремни, похожие на автомобильные. Моя задача — не только предложить ремни пассажиру, но и научить пользоваться ими.

Верхняя полка служебного отделения в начале рейса бывает занята стопками чистого белья, а на обратном пути — использованными постельными принадлежностями. Это создает определенные неудобства. Лучше если бы вагоностроители сделали в удобном месте специальные шкафы или полки.

Второе купе, как я уже сказала, для отдыха. Мы же обслуживаем вагон вдвоем: пока дежурит одна, другая отдыхает. График нашей работы построен так, чтобы дежурить в рейсе ночью досталось обеим. Вот и обживаем мы это купе, как свою личную комнату.

— Инга, куда вы собираетесь в очередную поездку?

— В Москву. Эти зеленые веточки я привезла из Салас-пилса — там мой дом. Мы их по купе расставим.

— Сколько свободного времени у вас в Москве? Как планируете его провести?

— В Москве наш поезд стоит целый день возле Рижского вокзала. Это очень удобно для нас, потому что вокзал почти в центре города, да и метро рядом. Сначала мы стараемся оперативно после ухода пассажиров сделать уборку и сменить белье. Обычно подготовка к обратному рейсу занимает около 2 ч. Остальное время с разрешения начальника поезда используем по своему усмотрению.

Во-первых, мне нужно побывать в институте. После техникума я поступила во Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта. Дело подходит уже к диплому.

Во-вторых, я очень люблю Москву и для меня нет лучшего отдыха, чем прогулки по ее прекрасным улицам. Работая проводником, я имела возможность познакомиться с многими городами нашей страны — Москвой, Ленинградом, Киевом, Сочи.

В-третьих, нужно сделать ряд хозяйственных покупок. Тут и мамины наказы, и поручения подруг. Ну, а потом надо отдохнуть и привести себя в надлежащий вид.

После этой беседы мы задали другим проводникам фирменного поезда «Латвия» один вопрос: «В чем вы видите привлекательность своей профессии?». Вот несколько наиболее интересных ответов.

— Пассажиры в вагоне мне всегда кажутся чем-то расстроенными, озабоченными—то ли расставанием, то ли предстоящими делами. Своим вниманием я стараюсь отвлечь их от невеселых мыслей, создать подобие домашнего уюта.

— Современный пассажирский вагон сложен и комфортабелен. Работать с такой техникой интересно и ответственно. И, главное, благодарные пассажиры это видят и ценят.

— Приятно чувствовать себя хозяйкой в вагоне. Интересно наблюдать за пассажирами по утрам. Прильнув к окнам, они с детской непосредственностью восторгаются то пригородами Москвы, то своеобразным ландшафтом Латвии. Мне же кажется, что это я их везу и показываю красоты нашей Родины. Еще люблю рассказывать гостям Риги о нашей Прибалтике.

— Отрадно сознавать себя нужной людям, особенно в трудные для них минуты. Хочется, чтобы пассажиры чаще обращались ко мне с просьбами о помощи и никогда не сетовали даже на временные неудобства в пути.

— Привлекает возможность ездить и видеть много нового — города, людей. Эта работа не мешает учиться. Я — студент-заочник. Между поездками посещаю институт, а в рейсах в свободное время занимаюсь. Нелегко, конечно, но учиться надо и хочется. Мечтаю работать в поездах международного сообщения.

В вагонном депо Рига-Пассажирская хорошо поставлено обучение проводников по общеобразовательной программе. С учетом специфики их труда созданы по инициативе железнодорожной школы учебные классы «на колесах». В поездах «Юрмала» и Рига — Воронеж работают в основном проводники, обучающиеся в девятом классе, а поезд «Латвия» обслуживают учащиеся десятого класса и студенты-заочники. В рейс вместе с ними нередко выезжают преподаватели, которые в определенные часы проводят занятия и дают консультации.

Однако на наших дорогах курсируют не только фирменные пассажирские поезда. Например, поезд Мичуринск — Смоленск— не фирменный. Хотя он и дальнего следования, но пассажиры в нем за рейс меняются часто, многие садятся и выходят на промежуточных станциях. В таких условиях, казалось бы, на всех может не хватить должного внимания. Но именно в этом поезде проводники имеют много благодарностей от пассажиров. И больше всего их у Галины Григорьевны Кудряшовой.

Для каждого находятся у нее приветливые слова. Чай, кондитерские изделия, газеты и журналы, настольные игры, книги и игрушки для малышей — все это есть в ее вагоне. Ну, а если пассажир занемог — предложит лекарство из аптечки. В экстренных случаях обязательно вызовет врача на станции длительной стоянки. При необходимости Галя объяснит пассажирам, как оформить прямую плацкарту, заранее расскажет, где расположены на вокзале пункты высадки, кассы, комната матери и ребенка, буфет или медпункт. И конечно, всегда поможет выйти из вагона человеку пожилому или обремененному громоздкой ручной кладью.

Все это, безусловно, относится к прямым обязанностям проводника, но у Гали каждое слово, каждое движение пронизаны душевным уважением к людям. Все рейсы без исключения насыщены у нее гостеприимством и доброжелательностью. И пассажиры ценят ее сердечность. Уже в течение нескольких лет нет ни одной жалобы в ее адрес. Из многих добрых отзывов о работе Галины Григорьевны приведем лишь один, характеризующий ее, как хорошую хозяйку: «За окном — зазимье, а в вагоне тепло, чисто, уютно, пахнет свежим чайком и чувствуешь себя, как дома».

Богаты впечатлениями для проводников поездки по дорогам родной страны. Не менее интересны рейсы в зарубежные страны. В настоящее время по советским железным дорогам осуществляется сообщение с 23 государствами Европы и Азии. Около 100 поездов и прицепных вагонов курсируют между городами СССР и иностранных государств. Только из Москвы за границу еженедельно уходит более 50 поездов. Постоянная железнодорожная связь осуществляется с Францией, Данией, Австрией, Норвегией. Поезда и отдельные вагоны, обслуживаемые бригадами советских проводников, регулярно бывают в Голландии, Бельгии, Италии, Финляндии, Швеции, Турции, Федеративной Республике Германии, во многих городах стран социалистического содружества.

Каждая поездка за границу для проводника пассажирского вагона — это прежде всего исполнение служебного долга, а вместе с тем и возможность познакомиться с бытом и нравами другой страны. Короче, это одновременно и духовное обогащение человека. Возможность работать в вагонах международного сообщения предоставляется лучшим из лучших. Это своеобразное признание профессиональных заслуг проводника, в совершенстве освоившего сложную вагонную технику, обеспечивающего безупречное обслуживание пассажиров, обладающего высокими моральными качествами советского гражданина. При отборе учитывается и возраст, и стаж работы, и образование.

Проводник пассажирского вагона международного со общения — первый советский человек, с которым знакомится иностранный турист, направляющийся в нашу страну по железной дороге. Иностранцы очень внимательно присматриваются к советскому железнодорожнику. От их оценивающего взгляда не ускользают мельчайшие детали одежды и манеры поведения. Не исключено, что именно это первое знакомство закладывает в сознании зарубежных гостей фундамент, на котором позже будет формироваться их отношение ко всем советским людям и нашему государству.

Вот что рассказал нам о своей работе проводник вагона международного сообщения Москва — Париж Владимир Сергеевич Тимонин:

— Я побывал во многих европейских столицах, куда ходят наши поезда. Едва ли нужно убеждать, что это очень интересно. Больше хотелось бы рассказать, с каким почтением относятся иностранные пассажиры к советским железнодорожникам! Все спрашивают, все им интересно и важно знать. Мы стараемся держать как можно выше честь и достоинство советского железнодорожника, но в то же время не утрачиваем бдительности. Ездить за границу почетно и ответственно. Не каждому это доверяют.

Мы знаем, что, помимо доброжелательно настроенных людей, среди иностранцев встречаются такие, кто стремится выискать в жизни нашей страны какие-то недостатки, старается истолковать в антисоветском духе ответы на свои провокационные вопросы. Наши проводники умеют достойно ответить на любые провокации.

Был такой случай. Пришла ко мне из соседнего вагона женщина — проводник, взволнованная до предела: в ее вагоне иностранец через окно фотографирует все станции, проходящие поезда, путевые сооружения. Я спросил: «Может, он красивые пейзажи на память снимает?» «Нет,— говорит,— на пейзажи он внимания не обращает». Пошли в тот вагон — нет пассажира. Решил пройти дальше по поезду. Через два вагона в третьем в тамбуре стоит «фотограф» с аппаратом. Увидел меня, улыбнулся, поклонился, поздоровался. Предуп редил я его, что снимать на пленку этот участок дороги нельзя, здесь приграничная полоса. Он кивает: понял, мол. Ушел я. Минут через десять остановились, а мимо медленно проплывает встречный поезд. Дай, думаю, посмотрю, что там «фотограф» делает. Возвращаюсь и вижу: прильнул к окну, щелкает затвором камеры, на меня даже не реагирует. Пришлось компетентных представителей пригласить для разбирательства.

Как и при обслуживании внутрисоюзных линий, проводник международного вагона должен знать географию расположения остановочных пунктов по маршруту следования поезда в иностранных государствах, понимать поездные и маневровые сигналы, применяемые на железных дорогах других стран. Кроме того, на проводника налагаются дополнительные обязанности, связанные с соблюдением пограничного и таможенного режимов. Проводник должен не только заблаговременно оповещать пассажиров о предстоящем досмотре на пограничной станции, но и всячески содействовать работе пограничной администрации. А это нередко требует проявления настоящего мужества.

Теперь несколько характерных цифр. Ежегодно советскими железными дорогами перевозится около 4,2 млрд, пассажиров, обслуживанием которых занято более 110 тыс. проводников. Летом эта своеобразная армия увеличивается на 26—30 тыс. студентов институтов и учащихся техникумов и вечерних средних школ.

Скорый поезд № 25/26 «Смена», курсирующий по маршруту Ленинград — Москва, круглогодично обслуживает стройотряд студентов-проводников из Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта имени В. Н. Образцова. Форменная одежда проводников этого поезда отличается тем, что на рукаве нашиты желтые полоски: число полосок указывает, на каком курсе института учится проводник. На фирменный студенческий экспресс продаются специальные красочные билеты.

Первые рейсы проводники совершают в двойном составе:

студентов сопровождают опытные железнодорожники. Учителя и ученики работают вместе. Всего подготовлено 16 студенческих бригад. Каждый студент совершает в месяц не более двух рейсов, которые пойдут в зачет производственной практики. Но право на поездки в бригадах «Смены» дается только тем, у кого хорошая успеваемость.

Многих молодых людей, да и не только молодых, влечет романтика профессии проводника, желание увидеть различные уголки нашей страны, возможность общения с тысячами пассажиров, среди которых столько интересных собеседников. И если вы, наши читатели, решили посвятить себя этому нелегкому, но благородному делу, сообщаем, что профессии проводника можно обучиться в профессионально-техническом училище. Такие учебные заведения есть в большинстве областных городов. Имеются также курсы проводников при вагонных депо и участках на всех дорогах. Жители Москвы и Московской области могут обратиться в Дирекцию международных и туристских перевозок (107806, Москва, Новорязанская улица, 12).

Настало время подвести итог разговору о вагонном хозяйстве советских железных дорог. На страницах этой книги было рассказано о славном труде осмотрщиков вагонов и слесарей по ремонту подвижного состава, об увлекательной профессии механиков рефрижераторных поездов и секций и проводников пассажирских вагонов. Конечно, о многих других профессиях вагонников рассказать не представилось возможным. Но это вовсе не значит, что в трудовых делах и заботах неупомянутых тружеников депо и ПТО нет романтики и привлекательности.

Современное производство требует, чтобы каждый работник ясно представлял себе свое место в трудовом процессе и сознавал, что его труд — необходимая часть общей работы. Такая установка наиболее полно определяет принципы, на которых должно быть основано отношение человека к своему делу. Но прежде всего надо помнить: самое главное наше призвание — беззаветно служить Родине на любой работе, чтобы как можно больше пользы принести народу.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил: «…чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться… А спокойствие — душевная подлость». Зги слова должны стать девизом советских юношей и девушек, которым предстоит нести эстафету поколений на пути к достижению самой благородной цели нашего времени — построению коммунистического общества.

Юные читатели! Вы остановились на распутье. Позади школа, а впереди —дороги в большую жизнь. Одна из них ведет на железнодорожный транспорт, принципы работы которого — ритм, комфорт, скорость, качество. Здесь вы всегда найдете дело по душе и на пользу людям. Зову вас в свою профессию. Счастливого вам пути!

В упаковке 20 т | Моя профессия вагонник

Добавить комментарий