Тепловозы серии ДА и ДБ | Питательный кчапан типа М-З-А

Назначение питательного клапана типа М-З-А (фиг. 82-83) — автоматически поддерживать нормальное зарядное давление в тормозной магистрали при втором и третьем положениях ручки поездного крана машиниста.

Питательный клапан установлен в кабине управления внизу, под краном машиниста, на специальном кронштейне, который одной трубкой соединяется с главными резервуарами, а другой — с краном машиниста Н-6.

Клапан состоит из двух органов: возбудительного и питательного. Питательный клапан М-З-А отличается от золотниково-питательного клапана отечественного изготовления тем, что все части в размерах более увеличены. Кроме того, уравнительный поршень 20 уплотнён набивочным кольцом 21 и находится сверху под воздействием двух спиральных пружин 27 и 28, а снизу — под давлением воздуха в главном резервуаре. В плоском золотнике 22 и в его зеркале во втулке имеются два отверстия Ь-Ъи а-а’, из которых бывает открыто одно, когда давление в тормозной магистрали приближается к нормальному, и открыты оба отверстия при большой разности давлений тормозной магистрали и главного резервуара.

В канале клапана тормозной магистрали ввёрнут конус Вентури 5. Назначение этого конуса состоит в том, чтобы обеспечить постоянный приток воздуха из главного резервуара в тормозную магистраль с давлением, на которое отрегулирован питательный клапан.

Действие конуса Вентури основано на том же принципе, что и работа конусов в паровом инжекторе. Воздух из главного резервуара поступает в тормозную магистраль; в узком сечении конуса 5 скорость воздуха значительно увеличивается, а давление падает, чем достигается разрежение. Канал о, соединяя узкое сечение конуса с камерой над диафрагмой, создаёт в этой камере соответствующее пониженное давление. Следовательно, давление над диафрагмой будет также пониженное. Это давление подняться не может, так как воздух главного резервуара, протекая по каналу о, стеснённому калиброванным отверстием ниппеля 25, получает сопротивление.

Фиг. 82

Фиг. 83

Схематический разрез питательного клапана М-З-А в закрытом (фиг. 82) и открытом (фиг. 83) положениях

1-корпус, 2 -кронштейн, 3-прокладка под кронштейн, 4 — прокладка под крышку, 5-конус Вентури, б-втулка клапана, 7-возбудительный клапан, «-упорный стержень, 9- пружина возбудительного клапана, 10-колпачок, 11- диафрагма, 12-зажимная шайба, 13-опорная шайба, 14-прокладное кольцо, 15-регулирующая пружина, 76-зажимная шейка, 77-регулирующая шайба, 15-упорные кольца, 79-золотниковая втулка, 20- поршень, 21-уплотнительное кольцо, 22-золотник, 23-пробка, 24-крышка, 25-ниппель, 2б~лепестковая пружина, 27-наружная пружина, 28-внутренняя пружина

Давление воздуха над поршнем 20 зависит от подъёма возбудительного клапана 7. Чем меньше подъём клапана, тем больше возрастает давление воздуха в камере над поршнем, перетекая через калиброванное отверстие ниппеля 25, и тем меньше получается разность давлений над и под уравнительным поршнем 20. Под давлением снизу поршень 20, перемещаясь вверх, сначала сожмёт наружную пружину 27 и остановится; придя в соприкосновение с внутренней пружиной 28, произойдёт открытие одного окна в зеркале, а с увеличением разности давления поршень 20, преодолевая сопротивление внутренней пружины, поднимется ещё вверх до упора и откроет в зеркале второе отверстие.

По мере того как давление в тормозной магистрали, повышаясь, будет приближаться к давлению, на которое отрегулирован питательный клапан, скорость перетекания воздуха через конус Вентури уменьшится, а давление увеличится как в узком сечении конуса, так и в сообщённой каналом о камере над диафрагмой. Диафрагма под давлением сверху прогнётся вниз, и вместе с ней, возбудительный клапан 7, опускаясь, сядет на место притирки. Давление над уравнительным поршнем, увеличиваясь, достигнет давления, равного в главном резервуаре, и поршень 20, будучи уравновешен, под упругостью пружин сверху переместится вниз и закроет оба канала в зеркале золотника, прекратив питание тормозной магистрали.

Питательный клапан регулируется снизу гайкой 77 без применения ключа. Питательный клапан обладает настолько большой способностью интенсивного питания тормозной магистрали, что при обрыве в поезде соединительных рукавов или открытии стоп-крана затруднительно определить падение давления по показанию чёрной стрелки манометра, и нередко головная часть поезда уходит от оторвавшейся хвостовой. С целью уменьшения питательной способности клапана и получения показаний по манометру при обрыве магистрали или открытии стоп-крана отверстие в конусе трубки Вентури вместо 8 мм по указанию Министерства путей сообщения заменяется постановкой прокладки с отверстием в 7 мм.

Вспомогательный кран машиниста типа Б-б | Тепловозы серии ДА и ДБ | Понижающий редукционный клапан типа М-3

Добавить комментарий