Тепловозы серии ДА и ДБ | Управление электрическими цепями

Пуск дизеля. После включения рубильника 700 аккумуляторной батареи дизель может быть пущен в ход (фиг. 31а). Для запуска двигателя нужно нажать кнопки (фиг. 31): «Вспомогательный топливный насос» (насос подачи горючего), «Управление» (контроль включения контакторов)!, «Пуск дизеля».

При нажатии кнопки «Вспомогательный топливный насос» ток по проводу 60 идёт от батареи и поступает в провод 52. Вследствие этого топливный насос приводится в действие, подводится напряжение к катушке соленоида 113 и возбуждается обмотка возбуждения вспомогательного генератора.

При нажатии кнопки «Управление» возбуждается провод 50, который подходит к кнопке пуска дизеля, к контактам реле RC, к ездовому контроллеру и к педали песочницы.

При.нажатии кнопки «Пуск дизеля» ток поступает в провод 51 и далее в провод 51А при условии, что рукоятка контроллера находится в положении выключения. От провода 51А ток подаётся через нормально включённые блокировки контакторов EF и В к катушкам пусковых контакторов GS1 и GS2. Эти контакторы срабатывают и соединяют батарею с главным генератором. Генератор начинает действовать, как электромотор для запуска двигателя.

Одновременно блокировка контактора GS1 создаёт цепь от провода 52 через соленоид регулятора 113. Соленоид срабатывает и через свою блокировку включает сопротивление 774 для защиты катушки от перегрева.

Когда дизель начинает работать и создавать давление масла, замыкаются контакты 775 реле масляного давления, так что соленоид регулятора остаётся под током, когда кнопка «Пуск дизеля» будет освобождена, и блокировка GS1 разомкнётся. Это происходит при давлении масла около 2 am. При пуске двигателя необходимо выждать, пока давление масла поднимется и превзойдёт эту величину. Преждевременное освобождение кнопки «Пуск дизеля» приведёт к остановке двигателя.

В дальнейшем, при снижении давления масла по какой-либо причине, контакты 775 размыкаются, соленоид 113 обесточивается, что приводит к немедленной остановке дизеля.

Когда дизель начинает работать, напряжение вспомогательного генератора увеличивается, реле обратного тока срабатывает,

1 В скобках даны названия этих кнопок, указанные на тепловозе и не употребляемые.

однако контактор В включается только после освобождения кнопки пуска дизеля и выключения пусковых контакторов.

После включения контактора В его блокировка в цепи 51В-51С разрывает цепь пусковых контакторов вБ! и 652, предотвращая дальнейшее включение их при случайном нажатии кнопки «Пуск дизеля» (фиг. 31).

Силу тока заряда аккумуляторной батареи можно определить по амперметру батареи.

Нормально запуск тёплого двигателя происходит в течение 10- 15 сек. Если этого не произойдёт, следует отпустить кнопку и выяснить причину. При холодном двигателе время запуска увеличивается.

Чтобы не истощать аккумуляторную батарею безрезультатными запусками, допускается производить под ряд не более трёх запусков.

Работа дизеля на стоянке тепловоза. После пуска дизеля необходимо дать ему поработать на холостом ходу для того, чтобы прогреть и накачать воздух в воздушные резервуары. Сжатый воздух необходим для работы реверсора, главных контакторов и регуляторного устройства двигателя. Следовательно, без наличия сжатого воздуха нельзя увеличить число оборотов двигателя или привести тепловоз в движение.

После того как давление воздуха в воздушных резервуарах станет нормальным, т. е. 7-8 ат в главных резервуарах и5йив резервуаре управления, можно увеличить число оборотов двигателя. Для этого необходимо вытянуть (отключить) нижнюю кнопку «Управление включения моторов», установить рукоятку реверсора в одно из рабочих положений — «Вперёд» или «Назад» — и перевести главную рукоятку на вторую позицию. При этом ток от провода 50 потечёт по проводу 7 и возбудит катушку 77 электропневматического механизма управления. Воздух пройдёт в цилиндр механизма, поршень несколько приподнимет систему рычагов и сожмёт немного пружину регулятора Вудварда. Регулятор Вудварда установит топливные насосы на большую подачу топлива и двигатель увеличит число оборотов.

Подобным образом можно перевести главную рукоятку на третью и последующие позиции, заставляя срабатывать катушки регулирующего механизма и увеличивая число оборотов двигателя.

Приведение тепловоза в движение. Для приведения тепловоза в движение необходимо включить кнопку «Управление включения моторов» (нижняя на панели), убедившись предварительно, что главная и реверсивная рукоятки контроллера находятся в выключенном положении. Несоблюдение этого требования может привести к тяжёлым последствиям, как результат неконтролируемого движения тепловоза (фиг. 31).

Затем следует перевести реверсивную рукоятку в положение «Вперёд» или «Назад» и перевести рукоятку контроллера на первую позицию.

При включении кнопки «Управление включения моторов» провод 5А соединяется с проводом 5.

При переводе рукоятки реверсора в положение «Вперёд» или «Назад» провод 5 соединяется с проводом 8 или О.

При постановке главной рукоятки на первую позицию ток от провода 50 подаётся на провод 5А, затем на провод 5 и далее на провод 8 или О.

Провод 8 (или 0) возбуждает соответствующую катушку реверсора, и лишь после правильного передвижения реверсора этот же провод через блокировку реверсора питает провод 8А.

Это вызывает срабатывание контактора EF, контактора S, а блокировка на последнем вызывает срабатывание контактора GF.

Включение контактора EF вызывает повышение напряжения возбудителя. Контактор S включает тяговые моторы в сериесное соединение. Контактор GF подключает обмотку возбуждения главного генератора к возбудителю, вызывая тем самым повышение напряжения главного генератора и питание током цепи тяговых моторов (фиг. 31а).

Затем главную рукоятку можно перевести на вторую и последующие позиции в зависимости от желаемой скорости. Всего предусмотрено восемь ходовых позиций контроллера (фиг. 31 и 31а).

Начиная с третьей позиции, ток подаётся также на провод 4 и срабатывает реле CR2. Контакты этого реле закорачивают пусковое сопротивление в цепи возбуждения возбудителя и тем самым повышают напряжение возбудителя и генератора.

Скорость двигателя и тепловоза в целом управляется электропневматическим механизмом, расположенным у регулятора Вудварда. Три катушки этого механизма Т1, 2 и ТЗ возбуждаются от проводов 7, 2 и 3 в различных комбинациях, при нахождении главной рукоятки на той или иной позиции. Всего предусмотрено семь комбинаций, соответствующих семи ступеням чисел оборотов двигателя, не считая холостого хода.

Переход с сериесного на сериес-параллельное соединение. Переход с сериесного на сериес-параллельное соединение совершается автоматически при помощи реле V, как только скорость тепловоза достигнет 10 км/час.

В зависимости от условий пуска реле V может срабатывать на разных позициях контроллера.

Срабатывание реле V может произойти на третьей позиции при лёгких условиях пуска и на какой-либо последующей позиции при более тяжёлых условиях пуска.

При срабатывании реле V его контакты в цепи 6-8У и в цепи 8А — 8М замыкаются (фиг. 31).

Включение контактов реле V в первой цепи вызывает срабатывание реле CR 7.

Включение контактов реле V во второй цепи в рассматриваемый момент не имеет значения, так как блокировка контактора SP2 в этой цепи разомкнута.

При срабатывании реле СЮ его контакты в цепи 6-8J включаются и обеспечивают питание катушки самого реле CR 7 после выпадения контактов реле V. Одновременно контакты реле CR1 в цепи 8С-8D отключаются и контактор GF размыкается, вызывая падение напряжения генератора.

Блокировка GF в цепи 15 А-15В размыкается, и в цепь шунтовой катушки реле V включаются сопротивления VR4, VR5, VR6, что приводит к немедленному отключению контактов реле V.

Выключение контактора GF приводит к замыканию его блокировки в цепи 8J — 8К, что вызывает срабатывание контактора SP1 и закорачивание тяговых моторов 3, 2 и 7.

Блокировка контактора SP1 в цепи 8j- 8К включается, создавая цепь, удерживающую контакторы сериес-параллельного соединения, после того как включится контактор GF.

Другая блокировка контактора SP1 в цепи 8Р — 8В отключается, выключая контактор S и разъединяя моторы б, 5 и 4 от моторов 3, 2 и 7. Блокировка контактора S в цепи 8К — 8L включается и контактор SP2 срабатывает, включая моторы 3,2 и 1 снова в цепь. Одновременно в цепи 8L — 8D включается блокировка контактора SP2 и Вызывает срабатывание контактора GF. Кроме того, блокировка контактора SP2 в цепи 15D — 15С закорачивает сопротивление VR8. Вместе с тем блокировка контактора GF в цепи 15А-15В закорачивает сопротивления VR4, VR5, VR6, приводя шунтовую катушку реле V в исходное положение.

Включение блокировки контактора SP2 в цепи 8М — 8N не вызывает включения контакторов М1 и М2, так как контакты реле V уже отпали ранее.

Таким образом, тяговые моторы оказываются включёнными сериес-параллельно, т. е. в две параллельные цепи по три мотора в каждой, причём главный генератор питает каждую цепь в отдельности (фиг. 31а). Так как ток генератора при этом удваивается, то его напряжение автоматически снижается вдвое.

Дальнейшее повышение напряжения будет происходить по мере разгона тепловоза и уменьшения тока генератора.

При достижении скорости 21,5 км]тс реле V снова срабатывает и включает оба свои контакта. Так как блокировка контактора SP2 в цепи 8М — 8N теперь включена, то контакторы шунтировки поля М1 и М2 срабатывают, включая шунтировочные сопротивления и ослабляя возбуждение тяговых моторов. Скорость тепловоза при этом увеличивается.

Блокировка контактора М1 в цепи 15 — 15А размыкается, включая сопротивления VR2 и VR3, уменьшая действие шунтовой катушки. Тем самым обеспечивается своевременное отключение контактов реле V и снятие шунтировки поля при увеличении нагрузки тепловоза и уменьшении его скорости.

Если скорость тепловоза снижается вследствие увеличения подъёма и ток генератора увеличивается до 1 320 а, то реле максимального тока CL начинает работать, уменьшая скорость ещё более. По достижении скорости 16 км}час контакты реле V автоматически отпадают,

отключая контакторы шунтировки поля М1 и М2 и восстанавливая полное поле на сериес-параллельном соединении.

Таким образом двигатель тепловоза предохраняется от возможной перегрузки.

Переход с сериес-параллельного соединения на сериесное. Если скорость поезда на подъёме снизилась до 11 км]час, начинает срабатывать реле максимального тока СЕ. Скорость начинает ещё более снижаться и нагрузка двигателя уменьшается. В этот момент необходимо перейти на сериесное соединение, чтобы не остановиться на подъёме.

Для этого рукоятку контроллера отводят на две-три позиции обратно (т. е. от себя) и переводят переключатель 124 в заднее, т. е. сериесное, соединение (фиг. "31). Тем самым провод б отключится от питающего провода 5 и все контакторы сериес-параллельного соединения (БРЬ БР2, СЮ и вР) отключатся. Вместе с тем блокировка контактора БР1 в цепи 8Р — 8В включится, заставляя включиться контактор 5, а за ним включится контактор йР. Таким образом, моторы будут соединены сериесно. Рукоятку контроллера следует поставить на прежнюю позицию. Генератор будет давать ток необходимой величины и тепловоз сможет вывезти поезд без перегрузки своего оборудования1.

Движение тепловоза с одной выключенной тележкой. При повреждении тягового мотора должна быть отключена вся группа из трёх моторов одной тележки,

Для отключения группы моторов 3, 2и1 первой тележки должны быть переведены в положение «Выключено» четыре ножа отключателя моторов МС01 — 3 (фиг. 31). При этом разрывается цепь 8А — 8Т, предотвращая включение контактора 5. Затем разрывается цепь 8Е — 8У, предотвращая включение контактора БР2.

Далее разрывается цепь 7-7А, выключая сопротивление СЬЮ реле максимального тока СЕ и уменьшая мощность генератора. Вместе с тем образуется новая цепь 8А — 8К> обеспечивающая включение контактора БР1 на всех позициях контроллера, и следовательно, питание цепи тяговых моторов в, 3 и 4 от генератора.

Далее образуется цепь 8Е — 8И, обеспечивающая включение контактора йР на всех позициях контроллера.

Затем образуется цепь 8М — -обеспечивающая срабатывание контакторов шунтировки поля при срабатывании реле V, которое происходит при скорости 16 км/час.

Включение контактора ЕР происходит нормально на всех позициях контроллера.

Для отключения группы моторов 6, 5 и 4 должны быть переведены в положение «Выключено» три ножа отключателя моторов МС04-б. При этом разрывается цепь 8Т-8Р, предотвращая включение контак-

1 При работе на манёврах, если нежелательно передвижение тепловоза с большими скоростями, необходимо также поставить переключатель 124 в сериесное положение.

тора 5. Затем разрывается цепь 8К-8Х, предотвращая включение контактора БР1. Далее разрывается цепь 7-£5, выключая сопротивление СІМ1 реле СЬ.

Образуется новая цепь 8Т-8К, обеспечивая включение контактора БР2 на всех позициях контроллера и, следовательно, питание цепи тяговых моторов с?, 2 и 7 от генератора.

Включение контактора 6Р происходит на всех позициях после включения контактора 5>Р2.

Включение контактора ££ происходит без изменений на всех позициях.

Контакторы шунтировки поля включаются при срабатывании реле V, что происходит также при скорости 16 км/час, т. е. раньше, чем при нормальной работе схемы.

Описание схемы электрических соединений | Тепловозы серии ДА и ДБ | Работа тепловозов по системе многих единиц

Добавить комментарий