ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕНЕРАТОРА

Прямолинейная характеристика генератора (см. рис. 5), проходящая через точки Б я Г внешней характеристики, дает равенство мощности дизеля и генератора только в этих точках. В остальных точках она будет проходить значительно выше характеристики постоянной мощности генератора. Мощность генератора будет больше мощности дизеля, и наступит перегрузка дизеля (с падением частоты вращения). Дополнительная перегрузка возникает также при включении потребителей собственных нужд, например компрессора. Чтобы этого не происходило и дизель работал с номинальной мощностью и номинальной частотой вращения вала на всех режимах, применяется система дополнительного регулирования мощности с помощью объединенного регулятора дизеля.

В канал 77 задания по мощности включен потенциометр СИД (см. рис. 7), напряжение на котором зависит от величины индуктивного сопротивления катушки индуктивного датчика ИД. Это напряжение, как уже отмечалось ранее, складывается с напряжением задания £/р!_р4 на ССУ2. Таким образом, благодаря действию индуктивного датчика ИД сигнал задания по мощности может меняться.

Рассмотрим действие объединенного регулятора при перегрузке дизеля, когда напряжение и ток генератора соответствуют точке К, находящейся выше внешней характеристики (см. рис. 5). При перегрузке дизеля частота вращения вала дизеля уменьшается и объединенный регулятор вдвигает якорь индуктивного датчика внутрь катушки, увеличивая сопротивление цепи и уменьшая ток падения напряжения на потенциометре СИД. Тем самым уменьшается величина уставки по мощности, а сигнал рассогласования, поступающий в регулировочную обмотку МУ, увеличивается. Угол регулирования а тиристоров выпрямителя УВВ также увеличивается. В свою очередь это повлечет за собой уменьшение тока возбуждения и напряжения генератора. При понижении мощности генератора и достижении равенства с мощностью дизеля частота вращения вала дизеля и мощность станут номинальными и объединенный регулятор приостановит перемещение индуктивного датчика. Результирующий сигнал уставки будет меньше, а сигнал рассогласования будет больше и точка К’ займет положение К на гиперболической части внешней характеристики.

При недогрузке дизеля (увеличении частоты вращения вала дизеля) якорь индуктивного датчика выдвигается из катушки, увеличивается ток и падение напряжения на потенциометре СИД, и процесс регулирования происходит в обратной последовательности.

Для создания определенного запаса но регулированию в реальных условиях сигнал уставки по мощности выбирается таким, чтобы при полностью вдвинутом внутрь "якоре индуктивного датчика (минимальный упор) селективная характеристика А’Б’Г’Д’ проходила несколько ниже внешней гиперболической, при полностью выдвинутом из катушки якоре индуктивного датчика (максимальный упор) — проходила выше гиперболической части через точки Б я Г внешней характеристики.

Таисим образом, в результате действия объединенного регулятора дизеля внешняя характеристика генератора корректируется в гиперболическую, при работе на которой полностью используется свободная мощность дизеля. Для формирования внешних характеристик при различных режимах работы генератора в селективном узле применен еще ряд элементов, назначение которых следующее (см. рис. 7).

Сопротивление между точками РЗ-Р5 потенциометра на ССУ2, шунтируемое замыкающими контактами РУ5 (482, 484), вводится в цепь задания напряжения с/р5_р9 при работе схемы возбуждения генератора на холостом ходу дизеля. Этим снижается напряжение задания и максимальное напряжение холостого хода на выходе генератора.

Резистор СНГ! (нулевой позиции) включен размыкающимися на 2-й позиции контроллера контактами реле РУ8 (472, 473) параллельно участку потенциометра Р5-Р9 * и определяет задание по напряжению £/р5_р9. Поэтому оно уменьшает сопротивление участка Р5-Р9 и задание по напряжению, снижая напряжение генератора на 0 и 1-й позициях контроллера.

Резистор Р8-Р7 подключен последовательно потенциометру Р2-Р1 задания по мощности на ССУ2. В результате этого напряжение задания £/pi-p4 и мощность на первых позициях снижаются тем больше, чем ‘больше сопротивление резистора Р8-Р7. При повышении напряжения задания мощности по позициям контроллера пробивается стабилитрон (469, 468) и шунтирует резистор Р8-Р7, снимая ограничение на задание по мощности c/pi_p4.

Стабилитрон в цепи задания по току (444, 470) предназначен для шунтировки резистора между точками Р10 и Р9 потенциометра на ССУ2, с которого снимается напряжение задания по току £/рю-р9. При достижении определенного напряжения (примерно на 10-11-й позициях контроллера) стабилитрон пробивается,

* Здесь и далее резисторы и потенциометры условно обозначены точками, между которыми они установлены.

устанавливая постоянную величину напряжения задания по току, не зависящую от дальнейших позиций (12-15-я) контроллера.

При бо-ксовании колесных пар в схему ССУ2 вводятся два резистора. Первый при включении возбуждения шунтируется контактами реле РУН (461, 484). При боксовании реле РУН отключается и вводит этот резистор, снижая общее напряжение задания всех каналов, после чего напряжение, мощность и ток генератора снижаются.

Второй резистор (ССБ) включается параллельно участку Р1-Р4 потенциометра Р2-Р1 на ССУ2 замыкающими с выдержкой времени на размывание контактами реле времени РВ4. Величина сопротивления между точками Р1-Р4 уменьшается, уменьшая напряжение задания £/р1_Р4 и мощность генератора при боксовании.

Для облегчения корректировки селективной характеристики в гиперболическую в схеме потенциометра обратной связи ССУ1 в канале 1/ установлены диоды между проводами 442, 439. Они включены в обратном направлении, что позволяет изменять величины токов гтт и гтн в образовании суммарного сигнала обратной связи по току и напряжению (по мощности). Это приводит к изменению наклона отдельных частей селективной характеристики, и она трансформируется в ломаную линию (пунктирная линия на рис. 5).

Предыдущая Оглавление Следующая

Добавить комментарий