Конструктивные изменения корпуса и деталей механизма автосцепки

Изменения конструкции корпуса и деталей механизма автосцепки заключались главным образом в исправлении недостатков образцов ранних лет, обнаруженных в период эксплуатации их на подвижном составе. В настоящее время в эксплуатации находятся автосцепки образца 1938 г. и небольшое количество образца 1935 г. В 1956 г. в эксплуатацию начали поступать автосцепки образца 1954 г., которые отличаются от автосцепок образца 1938 г. некоторыми размерами деталей и допусками.

Эти автосцепки взаимосцепляемы и сохраняют подетальную и комплектную взаимозаменяемость.

Корпус автосцепки образца 1935 г. (фиг. 28) имеет недостаточную прочность. При испытании путём статического нагружения по продольной оси эти корпуса выдерживали усилие не более 200 т. Разрушение происходило главным образом по перемычке хвостовика и реже — по отверстию для клина тягового хомута.

Для повышения прочности корпусов автосцепки образца 1935 г были применены так называемые усилители хвостовика (фиг. 29). Усилитель ставится через окно для замка и замкодержателя и должен быть пригнан так, чтобы своими опорными плоскостями плотно прилегал к буртикам отверстия для клина в хвостовике корпуса автосцепки (фиг. 30).

Корпус автосцепки образца 1938 г. (см. фиг. 6) значительно прочнее корпуса автосцепки образца 1935 г. Во время испытаний он разрушался при усилии свыше 300 т. При этом повреждение корпуса выражалось появлением трещин в месте перехода от головы к хвостовику или в наиболее слабых сечениях хвостовика. Кроме того, автосцепки иногда расцеплялись во время испытаний из-за. того, что большие зубья разгибались.

Такое повышение прочности корпуса автосцепки было достигнуто при увеличении веса его только на 22% за счёт более рационального размещения дополнительного металла.

avtoscepka-22

Вес корпуса автосцепки образца 1935 г. составляет 140 кг (при номинальных размерах), а корпуса образца 1938 г. — 171 кг.

Усиление корпуса автосцепки было произведено путём увеличения толщины стенок хвостовика и головы на 2-4 мм. Кроме того, перемычка хвостовика, как самое слабое место, была выполнена без пустот, монолитной. Переход от утолщённой части перемычки к

Усилитель хвостовика автосцепки образца 1935 г.

Фиг. 29. Усилитель хвостовика автосцепки образца 1935 г.

Фиг. 30. Усилитель в хвостовике автосцепки образца 1935 г.

более тонким стенкам хвостовика осуществлён плавным на длине 250 мм, что также увеличило прочность хвостовика.

Значительно были усилены перемычки малого зуба. Верхняя перемычка увеличена по высоте на 15 мм (70 вместо 55 мм), а нижняя — на 30 мм (с 34 до 64 мм).

Для усиления большого зуба переход его рёбер к хвостовику автосцепки выполнен более плавно.

Кроме повышенной прочности, корпус автосцепки образца 1938 г. имеет другие конструктивные улучшения. Так, например, для того, чтобы не происходило в дальнейшем зажатия верхнего плеча собачки между потолком кармана корпуса и противовесом замко-держателя при расцеплении автосцепок, потолок кармана был поднят на 7 мм.

В эксплуатации у автосцепок образца 1935 г. были отмечены случаи прогиба- внутрь кармана верхнего угла стенки зева, образующего переход от окна для лапы замкодержателя к окну для замка. Погнутый угол уменьшал выход лапы замкодержателя в зев у свободной автосцепки, в результате чего противовес его не опускался ниже полочки, на которой лежит верхнее плечо собачки, и замок оставался запертым. Положение готовности механизма к сцеплению нарушалось и при сцеплении иногда происходили поломка или изгиб замкодержателя и собачки.

На стенке зева автосцепки образца 1938 г. вершина этого угла скруглена и на скруглённой части снята фаска, что сделано для предупреждения его изгиба.

В 1945 г. карман корпуса удлинили на 10 мм для предупреждения ударов торцом верхнего плеча собачки в его заднюю стенку во время перекатывания замка внутрь корпуса при сцеплении и расцеплении автосцепок. Такие удары могут вызвать изгиб верхнего плеча собачки и впоследствии спадание его с полочки корпуса.

Тяговая поверхность’ большого зуба и три поверхности малого зуба (ударная, наружная боковая и тяговая) сделаны вертикальными не по всей высоте зубьев, а лишь в средней их части, по 40 мм вверх и вниз от оси корпуса у автосцепок образцов 1935 и 1938 гг. Эти поверхности внизу и вверху имеют скосы, облегчающие смещение и перелом осей сцепленных автосцепок относительно друг друга при проходе по перевалистому профилю пути и особенно через сортировочную горку.

При сцеплении автосцепок, смещённых относительно друг друга в вертикальном направлении, лапа замкодержателя одной из них иногда упирается не в вертикальную, а в наклонную часть ударной поверхности малого зуба другой автосцепки. В результате этого выход лапы замкодержателя в зев увеличивается, а противовес опу-кается на 1-5 мм, этим самым уменьшается надёжность упора в него верхнего плеча собачки.

Поэтому в корпусах автосцепок образца 1954 г. высота вертикальных площадок зубьев увеличена в два раза (по 80 мм вверх и вниз от оси корпуса). Проход сцепленных автосцепок с увеличенными вертикальными площадками зубьев через сортировочную горку был проверен экспериментальным путём.

В чертежи корпуса автосцепки образца 1954 г. включено также ранее осуществлённое изменение отверстия для болта крепления валика подъёмника в приливе на корпусе. Это изменение заключается в удалении выемки в средней части отверстия по высоте (фиг. 31) для предупреждения изгиба болта.

Для обеспечения надёжной опоры верхнего плеча собачки на полочку корпуса последняя уширена на 5 мм в сторону зева. Одновременно высота полочки уменьшена на 2 мм и в нижней части её сделан скос, чтобы при перекатывании замка в карман он не ударял по полочке раньше, чем упрётся в серповидный прилив.

avtoscepka-24 Изменение отверстия для болта в приливе корпуса автосцепки

Фиг. 31. Изменение отверстия для болта в приливе корпуса автосцепки

фиг. 32. Замок образца 1938 г. с собачкой

Переход от нерабочих граней серповидного прилива к стенке корпуса сделан постепенным в виде наклонных скосов. Это увеличивает прочность серповидного прилива и в случае отклонения замко-держателя к стенке кармана даёт правильное направление его движению при подъёме вверх во время расцепления автосцепок.

Кроме перечисленных изменений, в чертежи корпуса автосцепки образца 1954 г. внесены другие мелкие изменения, а также уточнены литейные допуски на все основные размеры.

Замок образца 1938 г.

(фиг. 32) отличается от замка образца 1935 г. тем, что вертикальная стенка 1 паза, служащая опорой для нижнего плеча 2 собачки, отнесена от торца замка, т. е. паз сделан менее глубоким. В результате этого верхнее плечо 3 собачки, надетой на замок, расположено выше и при постановке в карман корпуса во время сборки автосцепки не попадёт под полочку, а упрётся в боковую поверхность её (фиг. 33), что помешает замку встать на своё место. Это укажет на необходимость поднять верхнее плечо собачки для того, чтобы оно легло на полочку, а замок встал на своё место.

Замок же образца 1935 г. с навешенной на его шип собачкой при постановке в карман автосцепки может встать на своё место несмотря на то, что верхнее плечо собачки расположится под полочкой. Этот недостаток может быть обнаружен по окончании сборки при проверке подвижности замка, но может остаться и незамеченным.

Замок с собачкой, упёртой верхним плечом в полочку

Фиг. 33. Замок с собачкой, упёртой верхним плечом в полочку

В эксплуатации было большое количество изгибов и поломок полочек автосцепок образца 1935 г. из-за неправильной сборки механизма.

В замке образца 1945 г. (см. фиг. 14) уменьшено овальное отверстие, через которое проходит стержень валика подъёмника, и изменена его форма. Это сделано для того, чтобы подъёмник не западал в овальное отверстие замка. Такие случаи западания приводили к заклиниванию замка и его неподвижности, что было замечено в эксплуатации. Автосцепку с заклиненным замком трудно расцепить.

Для предупреждения удара замка в полочку во время сцепления автосцепок вырез замка под основанием шипа 1 сделан более глубоким.

Дальнейшее конструктивное улучшение замка было произведено в 1954 г. при корректировке рабочих чертежей автосцепки.

В замке образца 1954 г. (фиг. 34) уширена рабочая площадка 1. Это вызвано тем, что при её износе уступ 2 увеличивается и может при сжатии сцепленных автосцепок нажимать на торцовую часть замка смежной автосцепки, вжимая его в карман головы. В изношенных автосцепках это может привести к изгибу верхнего плеча собачки.

На внутренней стенке паза замка сделан направляющий прилив 3 высотой 3 мм, обеспечивающий правильное положение нижнего плеча собачки и не позволяющий ему отклониться к стенке замка. При таком отклонении во время расцепления автосцепок широкий палец подъёмника может пройти мимо конца нижнего плеча собачки и не выключит предохранитель от саморасцепа автосцепок, вследствие чего расцепление автосцепок будет затруднено.

Для улучшения опоры для собачки шип удлинён на 3 мм и поднят над основанием замка дополнительно на 2 мм. По кромке 4 снята фаска для того, чтобы замок при упоре в серповидный прилив не отжимался от стенки кармана округлением у основания прилива.

Направляющий зуб 5 на опорной поверхности замка удлинён на 10 мм, что обеспечивает надёжное положение его в отверстии дна кармана. В эксплуатации наблюдались случаи выхода этого зуба из отверстия, в результате чего замок заклинивался в корпусе и терял подвижность, необходимую для нормальной работы механизма.

Замок образца 1954 г.

Фиг. 34. Замок образца 1954 г.

Замкодержатель образца 1945 г. (см. фиг. 15) отличается от зам-кодер жателя образца 1938 г. (одинакового с образцом 1935 г.) уменьшением на 15 мм длины овального отверстия 4 ц наличием ребра 6, связывающего противовес с телом замкодержателя.

Уменьшение длины овального отверстия было вызвано необходимостью ограничить подъём замкодержателя в сцепленной автосцепке от действия сил трения между лапой и малым зубом смежной автосцепки во время хода поезда. При подъёме замкодержателя до упора нижней кромки овального отверстия в шип противовес замкодержателя станет выше торца верхнего плеча собачки, т. е. предохранитель от саморасцепа выключится (фиг. 35), что может привести к саморасцепу автосцепок.

В эксплуатации были отмечены случаи отгиба противовеса замкодержателя от ударов торцом верхнего плеча собачки.

Это приводило к саморас-цепам автосцепок, так как верхнее плечо проходило мимо упорной части противовеса замкодержателя.

Также были случаи изломов замкодержателя в месте перехода к противовесу.

Для увеличения прочности сечение замкодержателя перед противовесом усилено ребром 6 (см. фиг. 15).

В откорректированном чертеже автосцепки образца 1954 г. замкодержатель утолщён на 2 мм, что увеличивает его прочность и улучшает опору на шипе корпуса. Кроме того, верхний угол противовеса сделан на 1 мм выше с целью увеличения надёжности упора для верхнего плеча собачки.

Собачка образца 1935 г. имела недостаточный выгиб верхнего плеча (показан условным пунктиром на фиг. 36), в результате чего оно иногда заклинивалось между потолком корпуса и противовесом замкодержателя и мешало подъёму последнего во время расцепления.

В собачке образна 1938 г. (фиг. 36) верхнее плечо имеет больший выгиб снизу, благодаря чему устранены затруднения при расцеплении автосцепок. Но большой выгиб ослабил верхнее плечо собачки, что вызвало в эксплуатации частые случаи его изгиба. Кроме того, недостаточная высота торца верхнего плеча иногда позволяла ему проходить под противовес замкодержателя, чем нарушалось действие предохранителя от саморасцепа.

Эти недостатки были устранены в конструкции собачки образца 1945 г. (фиг. 37), верхнее плечо которой усилено, а высота

Выключенный предохранитель от саморасцепа при поднятом замкодер-жателе образца 1938 г.

Фиг. 35. Выключенный предохранитель от саморасцепа при поднятом замкодер-жателе образца 1938 г.

торцовой части увеличена. Выгиб верхнего плеча снизу в месте опоры на противовес при расцеплении автосцепок обеспечивает свободное размещение его при любом положении замкодержателя.

При корректировании чертежа собачки в 1954 г. очертание верхнего плеча оставлено без дальнейшего изменения. У нижнего плеча увеличена выемка 1 (см. фиг. 37) для того, чтобы не допускать ударов по полочке, уширенной на 5 мм, во время расцепления автосцепок или сжатия их после расцепления. Уменьшение сечения нижнего плеча не может быть причиной повреждения механизма, так как оно служит только для подъёма верхнего плеча и не несёт никакой другой нагрузки.

По кромке нижнего плеча собачки снята фаска, облегчающая проход его в паз замка при повороте подъёмником для расцепления •автосцепок.

avtoscepka-29 avtoscepka-30

По кромке втулки собачки также снята фаска для облегчения прохода замка с навешенной собачкой мимо торца шипа для зам-кодержателя при постановке механизма автосцепки в расцепленное положение.

Подъёмник замка образца 1935 г. (фиг. 38) имел недостаток, который заключался в том, что при сборке механизма автосцепки его можно было положить наоборот, т. е. узким пальцем вверх. Это приводило к заклиниванию деталей и нарушению работы механизма автосцепки. В 1938 г. этот недостаток был устранён.

В верхней части подъёмника замка образца 1938 г. (см. фиг. 17) сделана клиновидная выемка 6, благодаря которой подъёмник, поставленный при сборке неправильно, не сможет удержаться на своей опоре и будет падать на дно кармана. В дальнейшем конструкция подъёмника не менялась.

При пересмотре чертежей автосцепки в 1938 г. валик подъёмника образца 1935 г. не изменялся. Этот валик имеет на балансире коническую фаску, переходящую в верхней части в вертикальную площадку (показана условным пунктиром на фиг. 39), Позднее выяснилось, что при сжатии сцепленных автосцепок (фиг. 40), имеющих большой износ ударных поверхностей головы, возможно нажатие направляющей стенкой большого зуба 1 одной автосцепки на балансир валика подъёмника 2 другой. В результате этого нажатия валик подъемника может повернуться вместе с подъемником замка а выключить предохранитель от саморасцепа.

Поэтому у валика подъёмника образца 1945 г. (см. фиг. 39) коническая фаска была продолжена по всей дуге балансира, что уменьшило.

Нажатие большим зубом одной автосцепки на балансир валика подъёмника другой

Фиг. 40. Нажатие большим зубом одной автосцепки на балансир валика подъёмника другой возможность нажатия на него большим зубом смежной автосцепки.

Дальнейшее улучшение конструкции валика подъёмника было-сделано в 1954 г. (фиг. 41 и 18). Балансир валика подъёмника уменьшен по конусной фаске на

Валик подъёмника образца 1954 г.

Фиг. 41. Валик подъёмника образца 1954 г.

4 мм с одновременным изменением формы фаски в верхней части для полного исключения соударения его с большим зубом смежной автосцепки. Вес срезанной части компенсирован увеличением толщины балансира на 2 мм.

Ушко для присоединения цепи расцепиого привода отнесено к внешней поверхности балансира, благодаря чему исключается защемление звена цепи между ушком и стенкой корпуса автосцепки при повороте валика подъёмника.

Толстая цилиндрическая часть стержня валика подъёмника удлинена на 3 мм, что улучшает опору на неё замка.

Действие механизма автосцепки | Автосцепка устройство, эксплуатация и ремонт | Паровозная автосцепка

Добавить комментарий