Двухзвенная цепь

Сцепление винтовой упряжи с автосцепкой за ухо в поезде не допускается из-за больших растяжек и появления динамических усилий, которые могут вызвать разрыв винтовой стяжки.

Для смешанного сцепления в грузовом поезде применяется двухзвенная цепь, которая допускает меньшее расхождение буферов при натяжении поезда.

Двухзвенная цепь (фиг. 92) представляет собой переходное приспособление съёмного типа, не являющееся частью автосцепки. Она состоит из кулака 1 с рукояткой 2 и двух звеньев 3 и 4 цепи.

Среднее звено 3 цепи, соединяющее крайнее звено с кулаком, имеет в свету длину 190 мм и ширину 56 мм. В середину этого звена после сборки цепи вваривается распорная планка 5, на которой ставятся клейма при проверке цепи.

Крайнее звено 4 имеет в свету ширину, одинаковую со скобой винтовой стяжки (74 мм). Длина этого звена в свету составляет 180 мм, что обеспечивает свободный проход в него крюка.винтовой упряжи при полном сжатии •буферов.

Кулак цепи имеет шейку, на которую опирается среднее звено. К верхней части кулака приваривается рукоятка 2, имеющая два шипа: верхний 6, опирающийся на край боковой стенки большого зуба, и нижний 7, опирающийся на замок, когда кулак цепи поставлен в зев автосцепки.

Части двухзвенной цепи изготовляются из стали марок Ст. 4 и Ст. 5 путём штамповки, причём оба звена цепи получаются одновременно без сварных соединений.

Фиг. 92. Двухзвенная цепь

Для сцепления кулак двухзвенной цепи вставляется в зев автосцепки, а крайнее звено надевается на крюк винтовой упряжи смежного вагона.

Ось кулака при этом расположена на 42 мм ниже продольной оси автосцепки. Это сделано для того, чтобы обеспечить свободный проход крайнего звена под корпус автосцепки при полном сжатии буферов и наибольшем приближении крюка к кулаку двухзвенной цепи.

При сцеплении автосцепки и винтовой упряжи, расположенных на разной высоте, когда крюк находится выше оси кулака, в результате натяжения цепи кулак стремится подняться вверх и выскользнуть из зева автосцепки, что может привести к саморасцепу двухзвенной цепи. Для исключения выскальзывания кулака вверх

Фиг. 93. Вид кулака двухзвениой цепи в плане

в нижней его части имеется предохранительный зуб 8. Этот зуб опирается снизу на кромку носка большого зуба и препятствует подъёму кулака.

Для того чтобы кулак цепи с предохранительным зубом можно было вставить в зев автосцепки, противоположная тыловая поверхность его срезана.

Для обеспечения правильного действия цепи необходимо, чтобы расстояние от верхнего шипа 6 рукоятки до опорной поверхности предохранительного зуба 8 было не меньше 300 мм, а высота большого зуба автосцепки в месте опоры предохранительного зуба не превышала 295 мм.

Очертание кулака двухзвенной цепи в плане (фиг. 93) выбрано из условия размещения его в зеве автосцепки.

Поверхность 1, опирающаяся на рабочую часть замка, имеет скос для лучшего прилегания к нему.

Противоположная площадка 2 опирается при работе цепи на тяговую поверхность большого зуба автосцепки.

Выступ 3 предназначен для предотвращения поворота кулака в зеве автосцепки.

Высота этого выступа имеет большое значение для обеспечения надёжности сцепления цепи с автосцепкой. При малой высоте кулак цепи теряет опору на носок большого зуба автосцепки в случае удара крюком винтовой упряжи, передаваемого через среднее звено. При последующем натяжении цепи кулак поворачивается в зеве и выпадает из автосцепки, что приводит к саморасцепу цепи.

Сцепить автосцепку с крюком винтовой упряжи с помощью двухзвенной цепи можно двумя способами.

Первый способ. Сначала ставят кулак цепи в зев автосцепки. При этом необходимо обращать внимание на правильное положение кулака, так как если повернуть его на 180°, то он не будет удерживаться в зеве автосцепки и свободно выпадет. Предохранительный зуб и выступ на кулаке должны быть обращены в сторону сцепщика, ставящего двухзвенную цепь в автосцепку.

Фиг. 94. Проверка положения кулака двухзвенной цепи в зеве автосцепки

После установки двухзвенной цепи в зев автосцепки необходимо проверить надёжность сцепления. Сцепление допускается (фиг. 94, а), если шип 2 рукоятки кулака надёжно опирается на замок, вжатый до отказа в корпус автосцепки, шип 1 перекрывает стенку большого зуба не менее чем на 8 мм, а предохранительный зуб кулака надёжно зацепляет за нижнюю кромку носка большого зуба. Сцепление запрещается (фиг. 94,6), если шип 2 потерял опору на замок, вжатый до отказа в корпус автосцепки, или шип 1 имеет опору на край стенки большого зуба менее 8 мм.

Убедившись в надёжности сцепления, набрасывают крайнее звено цепи на крюк винтовой упряжи смежного вагона.

Второй способ сцепления при помощи двухзвенной цепи применяется при сомкнутых буферах вагонов. В этом случае вначале накидывают крайнее звено цепи на крюк винтовой упряжи, а затем ставят кулак цепи в зев автосцепки и проверяют надёжность сцепления.

Как при первом, так и при втором способах сцепления до постановки двухзвенной цепи необходимо при помощи шаблона убедиться в надёжном действии предохранителя замка автосцепки от само-расцепа. Это нужно для того, чтобы замок во время хода поезда не откатился внутрь кармана корпуса и не лишил опоры шип 2 рукоятки двухзвенной цепи.

Находящийся в зеве автосцепки кулак двухзвенной цепи нажи

мает на лапу замкодержателя и этим запирает замок автосцепки так же, как при сцеплении двух автосцепок.

Если винтовая упряжь и автосцепное устройство имеют номинальные размеры, то при натяжении двухзвенной цепи расстояние между ударными поверхностями тарелок буферных стержней составляет 35 мм. Увеличение этого расстояния происходит из-за отступления от номинальных размеров, осадки буферных пружин и износов и допускается не более 125 мм.

Расцепление вагонов, сцепленных при помощи двухзвенной цепи, можно произвести также двумя способами.

Поворачивая рукоятку расцепного рычага, уводят замок автосцепки в карман корпуса, причём кулак двухзвенной цепи лишается своей опоры и падает вниз из зева автосцепки. Двухзвенная цепь остаётся висеть на крюке винтовой упряжи, с которого потом снимается.

Этот способ расцепления наиболее удобный и поэтому более распространённый.

Можно также вынимать двухзвенную цепь, не уводя замок из зева автосцепки. В этом случае нужно сначала нажать на предохранительный зуб и вывести его из зацепления с носком большого зуба, а затем за рукоятку вынуть кулак из зева автосцепки вверх.

Двухзвенная цепь является инвентарём локомотива и имеет его клеймо. Каждый поездной грузовой локомотив должен иметь не менее трёх исправных цепей, так как по Правилам технической эксплуатации железных дорог СССР‘(§ 420) в грузовом поезде

разрешается не более трёх сцеплений автосцепки с винтовой упряжью двухзвенной цепью.

Сцепление вагонов при маневровой работе | Автосцепка устройство, эксплуатация и ремонт | Содержание в эксплуатации и ремонт двухзвенной цепи

Добавить комментарий